13 апреля — День рождения Виталия Смирнова

Четверть века – таков сегодня возраст волгоградского литературно — художественного журнала «Отчий край». Его номер, приходящий к читателю ежеквартально — это  книга   объёмом в двести сорок (теперь уже двести пятьдесят шесть – прим. редакции) страниц с красочными обложками и цветными иллюстрациями. В журнале публикуются не только лучшие образцы прозы и поэзии местных литераторов, но и очерки краеведческой тематики. Среди авторов — учёные волгоградских вузов, искусствоведы, знатоки музыки, театра, живописи. Идея рождения именно такого издания принадлежит его первому главному редактору, доктору филологии и известному в стране литературоведу Виталию Смирнову.

…Какие странные, однако, невероятно быстротечные достались нам времена! На экране мелькают обретшие мгновенную популярность лица. Кадры пожаров, катастроф, наводнений не дают опомниться. Множество мнений, суждений, обещаний, потрясая своим неохватным разнообразием, уходят столь стремительно, что не успевают проявиться в реальности. И хочется порой остановиться, оглянуться: да неужто не осталось ничего вечного, неизменного в своей изначальной ценности, святого? Как во всей нынешней круговерти сохранить душу, как не потерять точку отсчёта жизненного пространства, не утратить равновесия и гармонии с самим собой?

Ответы есть. Их только нужно найти. Может быть, обратиться к мыслям мудрых соотечественников, живших задолго до наших времён? Или снять с полки хорошую книгу, не прочитанную когда-то? А может, открыть номер журнала «Отчий край». Открыть, вкусить настоящего русского слова и убедиться: нет, истинные ценности не покинули нас – они вечны, как солнце, доброта, родной язык… Как родина.

…Помнится, декабрь 93-го был каким-то незимним, серым, двусмысленным. Город ждал снега и света, но тучи, висевшие над Волгой, сбрасывали лишь очередной дождик, мелкий и мерзкий. Ничто не обещало добрых новостей, и неожиданное приглашение моего коллеги Виталия Смирнова прогуляться по набережной несколько удивило меня. Виталий Борисович был озабочен, молчал, о чём-то думал. Свинцовые волны лениво касались прибрежной ледяной кромки. Я не торопила его вопросами. То было время известных политических событий, новой прессы, вырвавшейся на свободу. Слово «демократия», окрашенное в самые противоречивые цвета, не сходило с уст… Наконец он будто принял решение:

— С нового года у нас будет выходить областной литературный журнал. Возможное название – «Отчий край». Бросайте свою газету, предлагаю вам должность редактора отдела краеведения.

Чего-чего, а такого я не ожидала:

– Какой журнал? Да кто его будет читать? Сейчас всем интересны  газеты – смелые, зубастые, откровенные!

Виталий Борисович посмотрел на меня снисходительно:

– Давайте всё же попробуем. А этот спор продолжать не будем, вернёмся к нему через несколько лет.

Я поверила его мудрости, дальновидности, обаянию. И не ошиблась.

Сегодня по прошествии времени, на фоне всеобщего медленного умирания толстых региональных журналов, «Отчий край», прочно занявший своё  место в культуре Волгограда и Нижнего Поволжья, живёт и развивается. И это скорее не случайность, а закономерное продолжение известной российской литературной традиции. Об интересных моментах предыстории журнала не раз рассказывал его первый главный редактор Виталий Смирнов: «В Царицыне – Волгограде потребность в литературном журнале ощущалась примерно с двадцатых годов прошлого столетия. Были попытки издания журналов, но по извечной российской причине – отсутствию необходимых средств – они оказывались недолговечными.

Наше издание существенно отличается от традиционных литературно-художественных журналов тем, что у нас нет ни политической, ни философской, ни экономической публицистики (пусть этим занимаются газеты!), но существенное место занимает краеведческая и культурологическая тематика. Кроме того, «Отчий край» — иллюстрированный журнал, что само по себе редкое явление в современной «толстой» журналистике».

На встречах с читателями нам часто задают  вопрос: какова культурная и нравственная концепция издания?  Она проста – духовное возрождение человека через приобщение к подлинной культуре на том небольшом пятачке, который именуется малой родиной. Мы стремимся к пропаганде общечеловеческих нравственных ценностей, к тому, чтобы читатель, взяв в руки журнал, поднялся над обыденностью, почувствовал вкус жизни.

Обретя свой образ с самым первым выпуском, вышедшим в начале 1994 года, «Отчий край» становится более зрелым, находит новые имена. Но лица своего не теряет. Тот самый первый номер – ныне настоящий раритет. Прикасаемся к нему с трепетом. На  главной обложке репродукция с картины известного художника Фёдора Суханова «Солнечный день». Деревенские крыши, последний мартовский снег и бездонная небесная синева – вот она, милая провинциальная Россия! Листаем номер – а вот и очерк о творчестве художника. Самого мастера уже нет с нами, а его работы  живут в музеях и коллекциях.  Да ещё в «Отчем крае», бережно хранящем  память о замечательных талантах земли волжской.

Сколько их, ярких живописцев, скульпторов, графиков стали героями публикаций журнала. Лучшие чувства, полёт фантазии способны всколыхнуть в душе зрителя живописные работы большого романтика Владислава Коваля. А вот очерк о непревзойдённом мастере театральной декорации Николае Медовщикове, чьё творчество связано с театрами многих городов России и, конечно, Волгограда.

Масштабы  творчества некоторых местных художников поражают. Например, имя Сергея Щербакова известно далеко за пределами России. Одно из лучших произведений современной мемориальной скульптуры этого автора «Скорбящая» посвящено памяти жертв Второй Мировой войны.   Скульптура установлена на военном кладбище близ Волгограда, а её копия – в центре Лондона, в парке Имперского военного музея. Кстати, это единственное скульптурное произведение российского мастера в Великобритании. И обо всём этом, конечно, можно узнать со страниц  «Отчего края».

Выполняя свою высокую просветительскую миссию, журнал настойчиво опровергает мнение о том, что Волгоград, якобы немузыкальный город. Начало этой теме положил один очерк рубрики  «Музыка»  в самом первом выпуске «Отчего края». Сегодня уже мало кто помнит о том, что более  полувека назад наш город посетил выдающийся русский композитор Дмитрий Шостакович. Это был музыкальный фестиваль, в котором принимали участие Московский симфонический оркестр, квартет имени Бородина, ансамбль имени Александрова.

Со времени этой первой публикации авторы «Отчего края» пытаются делать то, что делать, в принципе, невозможно – рассказывать словами о музыке. За десять лет читатель узнал, как много талантливых музыкантов и в Волгограде, и в дальних уголках области. Премьеры Волгоградского музыкального   театра и «Царицынской оперы» не остаются незамеченными. Лучшие исполнители становятся героями публикаций и  друзьями  журнала. Замечательный тенор Николай Черепанов, которого трепетно любят волгоградцы,  пел едва ли не во всех театрах Европы и Америки. Заслуженная артистка России Наталия Семёнова, единственная из наших исполнителей, участвовала в Пасхальном фестивале в Кремле, посвящённом 2000-летию христианства.

Имён много, ярких и самобытных. Прошли бенефисы известных волгоградских музыкантов Ларисы Асеевой и Анатолия Смирнова. Музыкальные фестивали, постановки новых спектаклей на сценах волгоградских театров – обо всём, что стало незабываемым событием  культурной жизни Волгограда, вдохновенно рассказывает на своих страницах «Отчий край».

С особой гордостью воспринимают читатели очерки, обозначенные рубрикой «Земляки». Чаще всего, герои этих публикаций известны всем. Но не все знают, что каждый из них родился  и состоялся здесь, на берегах Волги. Вот лишь некоторые имена. Композитор Владимир Мигуля – в прошлом волгоградский мальчишка, выпускник Волгоградского медицинского института. Другого известного музыканта, автора «Тачанки» и «Землянки» Константина Листова, чей столетний юбилей  отмечался на рубеже нынешнего века, связывают с Волгоградом факты не только личной биографии, но и всего многогранного творчества. Именно в Волгоградском театре музкомедии впервые обрели сценическое воплощение его оперетты «Севастопольский вальс» и «Поют сталинградцы».

Неповторимый русский характер прославил ещё один наш земляк,  герой Великой Отечественной Алексей Маресьев. Учёный с мировым именем, океанолог и биолог,  академик АН СССР  и профессор МГУ Лев Зенкевич тоже родился здесь, в Заволжье. Эти же края вспоминает как свою малую родину известный кинорежиссёр Евгений Ташков.  Встречаются и грустные ассоциации. Скромная мемориальная доска на здании волгоградской школы  № 85  ныне напоминает о судьбе трагически погибшего подводного атомохода  «Курск» и о том, что командовал экипажем моряков Герой России, выпускник этой школы Геннадий Лячин.

Это, разумеется, далеко не все, о ком рассказал «Отчий край» своим читателям. Рубрика «Земляки» живёт, а значит, продолжается поиск  людей, прославивших наш край   выдающимися достижениями в науке, искусстве, литературе.

Кстати, о литературе. Значительную часть каждого выпуска составляют произведения прозы и поэзии местных авторов. Только обращаясь к журналу от номера к номеру, можно понять, сколько талантливых людей живёт рядом с нами. Украшает страницы «Отчего края» имя известного российского прозаика  Бориса Екимова – единственного в Нижнем Поволжье  лауреата Государственной премии России и премии Александра Солженицына. Его повести и рассказы, наполненные неповторимым ароматом казачьего житья-бытья, выходят в свет не столько в Волгограде, сколько в столичных издательствах либо за пределами страны. Вместе с тем нередко новые произведения Бориса Екимова дебютируют в журнале «Отчий край», чем, конечно, с полным основанием можно гордиться. Ценители хорошей, «вкусной» прозы, получив очередную книжку журнала, зачастую  ищут произведения именно этого писателя.  Вспомним, к примеру, рассказ «Память лета» или подборку лирических зарисовок «На хуторе». Стоит прочитать несколько строк, и невольно вслед за автором попадаешь в атмосферу деревенского Задонья, столь хорошо знакомого писателю, и незаметно влюбляешься и в эти места, и в людей, живущих здесь.

«Отчий край» дорожит памятью о других известных литераторах, чьи имена связаны с нашей малой родиной. В двух номерах была опубликована повесть Владимира Мавродиева «Дальнее следование» — воспоминания о жизни и творчестве нашего знаменитого земляка Михаила Луконина, чьё столетие отмечается в нынешнем году.    Произведения профессиональных литераторов – например, фантаста Евгения Лукина, признанного мастера психологической прозы Петра Селезнёва, Татьяны Батуриной, Татьяны Брыксиной, а также начинающих прозаиков часто публикуются на страницах «Отчего края».

Случаются и удивительные находки. Благодаря нескольким публикациям журнала  знатоки литературы и молодые читатели узнали, что был такой замечательный писатель Николай Келин —  уроженец станицы Клетской, вынужденный эмигрант, завершивший свою жизнь в Праге.

Говоря об этих именах, ещё раз приходишь к мысли, что истинные таланты произрастают в российской глубинке куда более, чем в столицах. Именно журнал помог многим из этих талантов пробиться на свет божий, обрести трибуну, с которой можно говорить с читателем. Несомненной заслугой «Отчий край» можно считать то, что волгоградское отделение Союза писателей России  пополняется за счёт литераторов, опробовавших свои творческие силы именно на его страницах.

Поиск талантов происходит не стихийно, а планомерно. Доказательства – вот они: регулярно публикуются подборки произведений членов литературных объединений, крупным городам и историческим поселениям области  посвящаются целые выпуски. Очерком «Душа и память провинции» Натальи Меловановой открылся в одном из номеров этого года блок материалов, посвящённых 400-летию Урюпинска. Читатели, познакомившись с произведениями авторов местного творческого объединения «Седьмое небо», узнали, сколь богата литературными талантами земля хопёрская.

Среди известных имён особой, тёплой звёздочкой сияет имя Маргариты Агашиной. «Подари мне платок», «А где мне взять такую песню?»  и, конечно, «Растёт в Волгограде берёзка». Песни на её стихи поёт весь мир.  Более десятилетия назад в Волгограде был открыт музей Маргариты Агашиной, а редакция журнала стала инициатором прекрасной культурной традиции нашего края: при поддержке Волгоградского института экономики, социологии и права учреждена ежегодная литературная премия имени Агашиной для молодых поэтов.

Многие читатели, открывая свежий номер журнала, прежде всего, ищут страницы, посвящённые поэзии. Подборки Маргариты Агашиной, Василия Макеева, Сергея Васильева, Елизаветы Иванниковой, Татьяны  Батуриной, Владимира Овчинцева, Татьяны Брыксиной – да разве всех назовёшь! – своими творениями часто украшают номера «Отчего края». Любители поэзии познакомились с не опубликованными прежде стихами из творческого наследия Фёдора Сухова, известного российского поэта, автора сталинградской поэмы  «Земляника на снегу». Удивительно, но факт: образцы нравственно-философской лирики, написанные давно, и сегодня звучат свежо и актуально:

Не будет слова, сказанного всуе, —

Восторжествуют вещие слова!

Особый разговор  – военная тема. Увы, история распорядилась так, что несколько поколений волгоградцев делят жизнь своего края на «до Сталинградской битвы и после». Проходят десятилетия, а ощущение гордости, принадлежности к общенародному подвигу не тускнеет. Это проявляется во всём – архитектурном облике города, памятниках, праздниках, других событиях, воспоминаниях очевидцев. Много раз писал журнал о военных открытиях исторической науки, различных точках зрения на значение битвы, судьбах героев и о том, как они, эти судьбы отразились в произведениях искусства. Очерк «Могло ль такое быть?», опубликованный в одном из номеров, занял первое место на городском конкурсе  на лучший журналистский материал о Сталинградской битве. Это рассказ о невероятной истории 35-й Гвардейской дивизии, которая долгое время считалась полностью погибшей.

Очерки о Волжской военной флотилии и женском экипаже одного из тральщиков, не известном ранее подвиге железнодорожников, оборонявших здание вокзала станции «Сталинград-I», чудесном возвращении катера БК-13, воинах 8-й воздушной армии и рассказы о детях Сталинграда. Вот такую своеобразную энциклопедию военных событий представляют многочисленные публикации журнала.

Независимо от памятных дат и праздников на его страницах в том или ином ракурсе вновь появляются материалы этой вечной, неисчерпаемой военной темы.

К сожалению, имена многих героев сегодня забыты или вовсе неведомы особенно молодому поколению читателей. «Отчий край» считает своим долгом рассказывать об этих людях. Возможно, не все знают, кто такой Степан Здоровцев. Между тем, в Астрахани и Ростове ему поставлены памятники, есть улицы его имени, а по Волге и Лене ходят теплоходы, названные в его честь. Мы можем особо гордиться: Степан Здоровцев – наш земляк, один из первых Героев Советского Союза.  Это звание было присвоено ему 8 июля 1941 года.  А 9 июля, на следующий день, он погиб в воздушном бою за Ленинград.

Старшему поколению россиян хорошо известен государственный деятель советской эпохи Анастас Микоян. Но мало кто знает о судьбе его  сына Владимира Микояна, лётчика-истребителя 8-й воздушной армии, участника Сталинградской битвы. Здесь он и погиб, недалеко от Котлубани 18 сентября 1942 года. Именем Владимира Микояна назван посёлок в Городищенском районе.

Часто гости, посещающие Волгоград, останавливаются на площади Павших Борцов, возле интернациональной могилы. На гранитной стеле  три имени: Рубен Руис Ибаррури – испанец, гвардии капитан Советской Армии, Герой Советского Союза; Владимир Каменщиков – майор авиации, уроженец Кировского района Сталинграда, Герой Советского Союза; Хафиз Фаттяхутдинов – артиллерист, кавалер ордена Ленина. Кто эти люди, что мы знаем об их подвиге? Журналисты «Отчего края» задумались над тем, что даже спустя многие десятилетия после Победы, написано о них немного. И начался поиск очевидцев, свидетельств, доселе не исследованных документов музейных и архивных фондов. В результате три обстоятельных, исторически аргументированных очерка пополнили журнал.

В нынешнем году весь мир отмечает  75-летие   победного завершения Сталинградской битвы. И через многие десятилетия события Великой Отечественной помнятся не только её участникам, но и представителям более молодых поколений. Мы по-прежнему обращаемся к военному времени, многое пытаемся уточнить, познать глубже. Долгие годы собирали фронтовые письма сотрудники Еланского историко-краеведческого музея. В материале «Вырастут, как прежде, травы» приводятся полные трагического лиризма подлинные документы – строки писем, авторы которых навечно останутся молодыми.

На встречах с читателями, творческих конференциях, кои часто проводит авторский актив журнала, неизбежно заходит разговор о патриотизме. Само слово «патриотизм» в контексте политических противостояний странно трансформировалось, приобрело некий негативный оттенок. А почему? Любовь к родине вряд ли имеет отношение к политическим пристрастиям.  Она либо есть – либо её нет. Трудно оспаривать тот факт, что по традиции русской литературы всех времён воспитание патриотизма ассоциировалось с любовью к родным местам, к природе. Журнал вместе с известными авторами часто приглашает читателя в путешествие по удивительным местам нашей малой родины.  Где только ни побывали они – на горе Богдо, которая, оказывается, умеет петь, на берегу «золотого озера» Эльтон, в овеянных легендами зарослях древних папоротников, на  Щербаковской  излучине Волги, которую называют волжской Швейцарией, в знаменитом заповеднике «Цимлянские пески». Цветные иллюстрации обычно дополняют эти публикации и украшают номер. Разве можно не любить природу, окружающую тебя с детства, обычаи, традиции предков, искусство, уходящее корнями в историю? И не здесь ли кроются истоки истинного патриотизма, возвышающего душу?

Благодаря творческой энергии авторов, помощников и почитателей  «Отчий край» растёт и развивается. Доказательство тому – многочисленные победы в российских и областных конкурсах и фестивалях.  В 2007 году творческий проект литературно-художественного, краеведческого журнала «Отчий край» выиграл грант Волгоградской области в номинации «Культурно-просветительная деятельность». Авторский коллектив журнала стал лауреатом Государственной премии Волгоградской области в сфере культурно-просветительной деятельности, дважды добился победы в конкурсе «Патриот России», стал лауреатом Всероссийской литературной премии «Сталинград».

…Пройдут  годы, и возможно, наши внуки с любопытством снимут с полки книжку «Отчего края». Кому-то попадётся номер, где на главной обложке, на фоне лирического пейзажа – изображение  Диплома, которым награждён «Отчий край», ставший лауреатом VII Всероссийского фестиваля СМИ «Вся Россия-2002» в номинации «Освещение проблем национальной культуры и духовное возрождение». И пусть будет так: среди моря проблем, свойственных любым временам, «Отчий край» как добрый друг не покинет своего читателя.

Любовь Чернявская,

главный редактор журнала «Отчий край»

с ноября 2007-го по апрель 2020-го

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here