О журнале

НАШ «ОТЧИЙ КРАЙ»

Без малого тридцать лет – таков сегодня возраст волгоградского литературно – художественного журнала «Отчий край».

Его номер, приходящий к читателю ежеквартально – это книга объёмом в двести пятьдесят шесть страниц с иллюстрациями одного из лучших российских художников-графиков Вадима Жукова и фотоработами Евгения Гудименко.

Среди авторов – современный классик Борис Екимов, публикующийся в журнале с 1994 года, известные российские писатели – Анатолий Ким, Станислав Куняев, Владимир Крупин, Александр Проханов, Захар Прилепин, Сергей Шаргунов, Роман Сенчин, Михаил Тарковский, Андрей Антипин, Евгений Лукин, поэты Владимир Костров, Николай Зиновьев, Юрий Кублановский, Игорь Волгин, Василий Струж и Василий Макеев, литературные критики Павел Басинский, Александр Балтин, Андрей Рудалёв, Олег Куимов, Иван Родионов, а также учёные волгоградских вузов, искусствоведы, знатоки музыки, театра и живописи, краеведы и документалисты.

«Отчий край» основан в 1994 году его первым главным редактором, доктором филологических наук, профессором, академиком Санкт-Петербургской Академии наук и крупнейшим российским литературоведом Виталием Борисовичем Смирновым. Его именем названа главная журнальная премия. Положение о литературной премии имени В. Б. Смирнова утверждено Решением учредителей 6 июня 2020 года – в Пушкинский день России.

Журнал – лауреат Всероссийской литературной премии «Сталинград», Государственной премии Волгоградской области, лауреат премии имени Виктора Канунникова.

Главные редактора:

С ноября 2007 года по апрель 2020 года — Любовь Михайловна Чернявская.

С мая 2020 года и в настоящее время — Александр Анатольевич Лепещенко.

С 2016 года журнал выходит только в сетевом формате.

С сентября 2020 года «Журнальный зал» – литературный интернет-проект, представляющий деятельность русских толстых литературно-художественных и гуманитарных журналов, выходящих в России и за рубежом, — представляет читателям и каждый новый номер волгоградского журнала «Отчий край». Поддержка «Журнального зала» дорогого стоит – «Отчий край» теперь читают не только в России, но и за рубежом.

СМИРНОВА ПОМНЯТ И ЛЮБЯТ

Доктор филологических наук, профессор кафедры русской филологии и журналистики ВолГУ, ведущий телеканала МТВ Александр Млечко:

​«Уход Виталия Борисовича Смирнова — невосполнимая утрата не только для ВолГУ, где он большую часть своей жизни работал, но и для культурной жизни нашего города и области. Он является одним из создателей филологического факультета, стоял у истоков подготовки волгоградских журналистов. Многие ребята, которые сейчас работают, помнят и любят Виталия Борисовича, они писали под его руководством дипломы, кандидатские и докторские диссертации. Профессор очень долго был бессменным редактором крупнейшего в Поволжье литературного журнала «Отчий край». Не перечислить, сколько всего он сделал для культурной и интеллектуальной жизни наших земляков. Виталий Борисович был блестящим ученым, автором множества исследований по литературе и журналистике, антологий, художественных биографий писателей-сталинградцев».

ПАМЯТИ ОСНОВАТЕЛЯ ЖУРНАЛА «ОТЧИЙ КРАЙ» ВИТАЛИЯ СМИРНОВА (1937-2019)

25 января, в День российского студенчества, на 82-м году жизни ушел известный российский литературовед  Виталий Борисович Смирнов, много лет преподававший в Волгоградском государственном университете.

 Виталий Борисович Смирнов родился в Сталинграде, окончил филологический факультет Саратовского университета, работал в саратовских газетах как журналист. В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию «Глеб Успенский в «Отечественных записках», потом опубликовал монографию «Глеб Успенский и Салтыков-Щедрин (Глеб Успенский в «Отечественных записках»). Его увлекал феномен русского толстого журнала 1860-1880-х годов как движущая сила общественно-литературного процесса.

Виталий Смирнов возглавил кафедру русской и зарубежной литературы Башкирского педагогического института. В этот период в Уфе у него вышла книга «Н. А. Некрасов и журнальная поэзия «Отечественных записок», в Перми — «Литературная история «Отечественных записок». 1868—1884». В 1980 году в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР в Ленинграде ученый защитил докторскую диссертацию «Литературная история «Отечественных записок» (1868-1884): «Отечественные записки» в общественно-литературном процессе 70-80-х годов».

В Волгограде тогда открылся университет, и Смирнов возглавил  кафедру русской и зарубежной литературы, потом – литературы и журналистики,  затем – кафедру журналистики. В Волгограде у него вышли книги «Отечественные записки» и русская литература 70-80-х годов», «Ф. М. Достоевский и русская демократическая журналистика 70-80-х годов», «Скабичевский — литературный критик», «Больше века назад. Избранные статьи о русской литературе XIX века», «Время рассудит». Он пишет роман-воспоминание о Глебе Успенском «Житие святого Глеба».

В 1992 году Смирнову предлагают возглавить волгоградскую «Новую газету», пришедшую в упадок. Для университетского профессора и заведующего кафедрой шаг в практическую журналистику был нетипичным поступком. Но борьба идей на страницах печати была основной темой его научного творчества, и сам он постоянно печатался в толстых журналах. Он сразу же привлек к сотрудничеству Бориса Екимова и других волгоградских писателей. На дворе было начало 90-х — время обновления России, и «Новая газета» при Смирнове внесла свою лепту в этот процесс.

Однако у волгоградских писателей своего издания все еще не было. Идея местного толстого журнала витала в воздухе. Наконец в 1994 году при губернаторе И. Шабунине вопрос удалось решить, и в Волгограде появился литературно-художественный журнал «Отчий край». Главным редактором стал Виталий Смирнов.

Название журнала не было случайным. Досконально зная, как более чем за сто лет до этого делались «Отечественные записки» Некрасова и Салтыкова-Щедрина, Смирнов мог в полной мере использовать опыт предшественников. Но историческим следствием того идейного направления, которое исповедовал революционно-демократический журнал, были 1917 год, разрушение культурных ценностей в огромных масштабах и общее понижение культуры в стране. К началу 1990-х годов эти события революционной эпохи уже осмыслялась обществом как трагедия.

Пришла пора собирать камни. Выстраивая концепцию нового журнала, Смирнов опирался на региональный принцип изучения «областных культурных гнезд», выдвинутый Н. Пиксановым в 1928 году. Целью журнала стало собирание культурного наследия волго-донского края и его изучение, показ достижений региональной культуры всех видов и жанров. Основное направление журнала было сформулировано Смирновым как духовное возрождение человека через приобщение к подлинной культуре малой родины.

«Отчий край» печатал прозу Бориса Екимова, Виктора Скачкова, Николая Терехова, Анатолия Евтушенко, Татьяны Брыксиной, Евгения Лукина и других волгоградских писателей, местную поэзию от Маргариты Агашиной и Василия Макеева до дебютантов, открытых журналом. В журнале выступали историки, краеведы, специалисты по литературе и театру, музыковеды и искусствоведы. Так сложился облик «Отчего края», уже в 2002 году ставшего лауреатом Всероссийского фестиваля средств массовой информации «Вся Россия». А Виталий Смирнов в 2002 году был признан Человеком года по версии «Царицынской музы».

В собирание культурного наследия малой родины Виталий Борисович внес и свой личный литературоведческий вклад. В 1996 году вышла его книга «По следам времени. Из истории писательской организации Царицына — Волгограда». Это была первопроходческая работа, ставшая энциклопедией литературы региона с 1921 по 1995 год.

В числе регалий Виталия Борисовича Смирнова – ученая степень доктора филологических наук, звания академика, заслуженного работника высшей школы России, лауреата Всероссийской литературной премии «Сталинград»… Он был всегда сдержан, ничего напоказ, больше слушал, чем говорил. Настоящий интеллигент-труженик чеховского типа.

 Татьяна Данилова,

член Союза театральных деятелей России