Иллюзии утопии кончаются болью: человечество в физиологическом его формате не принимает утопические построения, отвергая тех, кто предлагает оные, поэтому Кампанелла, прокалённый и закалённый болью, речёт логично, адресуясь к палачу…

О пытка! Я ль тебя не знаю!

Со мной ли ты была слаба!

Стирая кровь и пот со лба,

Я, как любовник, припадаю

На чресла острые твои,

Но страшен пыл твоей любви!

Юрий Домбровский не боялся боли.

Он не боялся таковой, изучив её во всех нюансах, и стих делал — гранёной мужественности: тяжёлый, вещный…

Вместе – полётный, ибо размах речи, вложенной в уста Кампанеллы, высок, и подразумевает вечное движение миров.

…коловращение, тайны, которые не раскрыть в клетке материальности, в тюрьме трёх измерений пространства и одного – времени.

Поэзия, и проза (часто звучащая у Домбровского, как поэзия) – варианты преодоления косной материальности дебелого пошиба.

Нет, не боюсь я смертного греха,

Глухих раскатов львиного рычанья:

Жизнь для меня отыщет оправданье

И в прозе дней, и в музыке стиха.

Мелодии стихов Домбровского гармоничны: пусть содержание – практически всегда – тяжело: трагические молнии раскалывали жизнь писателя…

Учат ли страдания?

Рай исключает их, но попытки земного рая, его построения, оборачиваются ещё большими трагедиями.

Мистика бытия проступает странными ощущениями:

Не знаю, кто меня доводит

И отчего я занемог,

Но кто-то странный во мне ходит

Туда-сюда и поперёк.

Я чувствую его под кожей

В сырой тоске грудных костей.

Но чей он – человечий, божий?

Бесовский или же – ничей?

Возможно, речь о проявление власти, управляющей человеком, и находящейся извне?

(Так полагали и мэтры нейрофизиологии – Пенфилд и Экклс, долго искавшие кванты сознания в мозговой материи…).

Странные тени, определяющие строй домбровского стиха, исполненного сомнений и перекипающего смутными ощущениями, вспыхивают вдруг огнями, чтобы… рассыпаться в пепел, не прояснив ничего:

Иль это я в иных пределах,

В иных отсеках бытия,

Средь лейкоцитов обалделых

В жару, в бреду – всё я да я?

Вот так на монастырских сводах

Парит иконописный Бог.

А этот, странный, ходит, ходит

По ним не вдоль, а поперёк.

…слишком много ненужных вещей: логично возникновение факультета оных; в случае с Домбровским сложно определить, росла ли проза из поэзии, или наоборот.

«Факультет ненужных вещей», пропитанный собственным опытом, исследует художественно систему зла и насилия, отвергая её разумеется, если уж не получается всё позитивно видоизменить.

Евангельские параллели мерцают, логично встроенные в текст…

Пыльные пейзажи яви проносятся, и, будучи реалистичными, нет-нет, да и откроют в себе нечто кафкианское.

Фантасмагорическое.

Страшное.

…Зыбин прибывает в Алма-Ату: и красота города низвергается потоками спелых образов в читательское сознание…

Зыбин прибывает в город, чтобы стать «Хранителем древностей», заинтересовать НКВД, и история со змеем, портящим сады, развернётся метафизическим откровением зла.

Произведения Домбровского всегда насыщены субстанцией мысли: сочетаемой, впрочем, с великолепием художественных рядов.

Материал яви обрабатывается ювелирно, чтобы стать объектом вечности.

…вновь возникают стихи, совмещая – плавными полюсами  — конкретику и внутреннее, часто воспалённое от оной конкретики:

Я вновь один, и есть Барон,

И есть разбросанные корки,

И крики западных ворон

Вокруг украденной махорки;

Сухая сука, две шёстерки,

И вор, по прозвищу Чарльстон.

Вот он мне ботает про то,

Как он подпутал генерала,

Как дочь несчастного бежала,

Его хватая за пальто.

Космос Домбровского переливается множественностью огней: познав мир в наиболее жёстких его проявлений, писатель анализировал его мистическую подоплёку и метафизическую сущность, оставив сияющий словесный сад: свет от которого не подлежит тлению…

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here