К 160-летию Федора Сологуба

Кристальная ясность стихов Сологуба не исключает траурного, насквозь одинокого содержание: тот случай, когда сама гармония стиха словно служит преодолением тяготы жизни.

1

Ибо в пространствах его произведений легко дышится, в них столько музыкального и светового простора, что забывается наплывающий негатив.

Но… кто не познал своею судьбой чёртовых качелей?

Одноимённое, вероятно, самое знаменитое стихотворение Сологуба выстроено идеально, никакой просчёт просто невозможен при таком мастерстве.

Но – взлёт выше ели всегда кончается лбом о землю.

Но… чёрт смеётся…

А не страшно: ибо если реально такое совершенство речи, то дыхание для неё, не говоря о букетах смыслов, даёт Бог.

…серой замшелой глыбой надвигается передоновщина.

Затхлое, провинциальное, многажды описанное, новыми цветами данное у Сологуба.

И цвета эти в основном далеки, увы, от золотого и синего – совершенных цветов неба.

Вечный Передонов, бессмертный, почти безымянный – и почти каждому знакомый по школе, в какую бы ни ходил.

А потом снова выход в кристальные коридоры стихов…

2

Затхлое болото, засасывающее всех, участвующих в реальности; будто ничего нет кроме этой тягучей мерзкой провинциальности.

Тут – провинция сознания: в большей мере, нежели провинция жизни.

…вообще – передоновщина бессмертна: её узлы стягивают шею свободы.

Заборы кривые, вокруг церкви кружат галки, а церковь формальна в такой степени, что связать её с Христом не удастся никак.

Гнусь доноса.

Торжество наушничества.

Сорной травы в сознание больше, чем полезного злака.

И сейчас похожие панорамы с поправкой на современность, в которой клиповое, рваное становится определяющим.

Сер и правилен: Передонов.

Мыслит казённо: Передонов.

Нечто от Козьмы Пруткова – только пышного банта не хватает.

Провинциальность сознания отливает недоразвитостью вида: что и продемонстрировал блестяще Сологуб.

3

Каков размах, разлёт качелей!

Диапазон звуко-смысла, или смысла, переданного в звуке…

Только… почему же чёрт качает?

Конечно, Сологуб, и как представитель символизма, и как человек определённого времени, интересовался эзотерикой: под определённым углом; конечно, в его созвучиях прочитываются волокна склонности к мистике тёмной, но всё же…

Ведь звук, ведущий стихотворение, его необыкновенная ажурность и поэтическое мастерство подразумевают работу вертикали, обеспечивающие стихи подобного качества…

Мы слышим:

В тени косматой ели,

Над шумною рекой

Качает черт качели

Мохнатою рукой.

Качает и смеется,

Вперед, назад,

Вперед, назад,

Доска скрипит и гнется,

О сук тяжелый трется

Натянутый канат.

Непроизвольно – мысль бьёт в бубен сознания: как похоже; но неужели жизнь настолько связана с тёмной стороной?

Непременно?

Обязательно?

Жизнь, часто напоминающая чей-то глобальный эксперимент, не оставляет никого в покое.

Жизнь раскачивает качели – ради взлёта, и прикосновения к небесам, ради ощущения световой тотальной бездны…

У Сологуба, однако, запечатлелось, как запечатлелось; плюс – тёмная мистика была вообще характерна для участников серебряного века…

Необыкновенный звук Сологуба точно растворял смысл в нежности и напевности стиха: всё было легко, даже учитывая тяжесть содержания; и всё было виртуозно: подлинно нити строк серебрились.

Царевной мудрой Ариадной

Царевич доблестный Тезей

Спасен от смерти безотрадной

Среди запутанных путей:

К его одежде привязала

Она спасительную нить,-

Перед героем смерть стояла,

Но не могла его пленить…

Мультикультурный космос Сологуба естественен: как образы Греции, прорастающие сквозь российскую почву.

…почта стиха работает своеобразно: отправленные в грядущее, они сообщают о прошлом, которого давно нет, привлекая и чаруя.

Хорошо бы стать рыбачкой,

Смелой, сильной и простой,

С необутыми ногами,

С непокрытой головой.

Чтоб в ладье меня качала б

Говорливая волна,

И в глаза мои глядели б

Небо, звезды и луна.

Пастушеская свирель перекликается с гуслями, и кудрявый пан выглядывает из чащи…

Но – волна, волна…

Волны стихов Сологуба, доплеснувшие до нашего времени, не потеряли своей силы и оригинальности…

4

Пленённые звери, растерянность, слабость…

Много подобных мотивов у Сологуба: данных жёстко, с предельным высверком мастерства; и многое это – правда: от солевых и горючих корней жизни, от горячих её, обжигающих камней:

Мы — пленённые звери,

Голосим, как умеем.

Глухо заперты двери,

Мы открыть их не смеем.

Двери заперты крепко.

Эзотерика и мистицизм предлагают варианты ключей, но… слишком тяжелы они: не всем поднять.

Да и нет уверенности, что именно та дверь перед тобой, которую надо открыть.

Алкогольная зыбкая вьюга

Зашатает порой в тишине.

Поздно ночью прохожий пьянчуга

Подошел на Введенской ко мне.

«Вишь, до Гатчинской надо добраться,-

Он сказал мне с дрожанием век,-

Так не можете ль вы постараться

Мне помочь, молодой человек?»

Тогдашняя жизнь входила в стихи Сологуба естественно, и то, что пересекается она дугами, общими мерцаниями с нынешней – вообще с любой, в такой же мере логично, в какой Сологуб представлял стихи замечательной силы и крепости.

…он растил их, как своеобразные растения духа и мысли.

Они вспыхивали огоньками – дрожащими на онтологическом ветру, и… не гасли, одолевая временные пласты.

Теперь очевидно уже – что не погаснут, пока продлится русская поэзия.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here