Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) – величайший писатель, классик русской литературы, мыслитель. Автор многих бессмертных произведений.

Великое Пятикнижие – такое название дано неофициальному циклу из пяти самых масштабных романов русского классика Федора Михайловича Достоевского. Они были написаны один за другим и в каждом романе гениально раскрыты не только образы главных героев, но и движущая сила их поступков. В Пятикнижие входят:

Книга 1 – «Преступление и наказание» (1866).

Книга 2 – «Идиот» (1868-1869).

Книга 3 – «Бесы» (1871-1872).

Книга 4 – «Подросток» (1875).

Книга 5 – «Братья Карамазовы» (1879-1880)

Ф. М. Достоевский разгадывает тайну человека с юности и до последнего вздоха своей жизни. Он заставляет погрузиться в размышления, над вложенными им в уста своих героев мысли, касающиеся главных тем, волновавших писателя всю его творческую жизнь: вера и Бог, человек и его жизнь, творчество, современность, нравственность, любовь и, конечно же, Россия.

Автор настолько проникновенно и детально смог описать события в романах, что я как бы прожила жизнь вместе с главными героями и в тоже время переосмыслила свою.

Человек сам себя не знает. Но внутренне чувство одобрения или раскаяния в сказанном, сделанном чувствует каждый. Что же это? Совесть. Совесть — искра Божия, нравственный маяк, пробивающийся сквозь греховные кущи человеческой души и выводящий к свету только через любовь к Богу и ближнему.

Когда человек преступает закон, другими словами — грешит, совесть незримо дает об этом знать. «Душа болит» говорят в такой жизненной ситуации. И если рассматривать героев Ф.М. Достоевского, то можно увидеть, что содеянный грех, чем бы он был не оправдан, никогда не может человека сделать счастливым.

Так Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание» вдруг осознал, что он не старуху убил, он себя убил. Соня Мармеладова, пожертвовав собой, чтобы прокормить детей мачехи в итоге понимает, что не всегда имеет заработок и ей самой едва хватает средств на существование. Мачеха, выходя замуж за Мармеладова, думала, что ей будет легче поднимать детей, а на деле пришлось выделять часть своего скудного заработка на оплату алкогольной зависимости мужа. Гениальность романа настолько велика, что по преступлению главного героя Родиона Раскольникова и в наше время следователи могут отследить ход мыслей и последовательность действий современного преступника.

Князь Мышкин в романе «Идиот» хотел лишь сожалением без любви сделать счастливой Настасью Филипповну и потерпел полное крушение своих надежд, а неуемная страсть купца Парфена Рогожина к этой женщине привела его к ее убийству.

В романе «Бесы» образ «обворожительного демона» Николая Ставрогина создан с неповторимым искусством, но за внешним спокойствием героя идет томительная борьба души в осознании соделанного ранее греха — соблазнения девочки Матреши. Исповедь без веры в Бога не принесла облегчения его душе.  Очень емко автор выражает мысль о том, как грех изнутри разрушает красоту человеческой души. Делает это Достоевский словами Матреши: «Я Бога в себе убила».

Тема отцов и детей, затронутая в романе «Подросток», показывает идею главного героя незаконнорожденного князя Долгорукого: стать очень богатым «Ротшильдом», а юношеский максимализм приводит его ко множеству необдуманных поступков и ошибок.

«Братья Карамазовы», роман, который является итоговым произведением автора, потому что написан накануне его кончины. Он имел колоссальный успех. Сложные взаимоотношения в семье трех братьев с отцом заставляют задуматься, что наши мысли, слова, взгляды – всё чему мы иногда не придаем значения, может изменить многое: не только нашу жизнь, но и жизнь людей, которые нас окружают. Здесь более ярко рассматривается идея бессмертия человеческой души и идея вседозволенности, если нет Бога. Эта идея и толкала героев на предательство, ложь, преступление.

И все же — человек, несмотря ни на что есть образ Божий. И если он затуманит сей образ грехом, то это не значит, что его надо презирать или уничтожить. У каждого человека есть поступок, за который в глубине души ему стыдно. У каждого есть возможность исправиться через веру в Бога и только с Его помощью можно победить в себе грех, восстать от падения и снова почувствовать себя человеком. Добро и зло борются в этом мире за сердца человеческие, считал автор. Причины действий человеческих сложны для понимания, но именно исследованием этих причин и их последствий занята творческая мысль писателя.

Главное с моей точки зрения, Ф. М. Достоевский показывает, что всегда можно найти выход к свету, вновь обрести красоту человеческую, вернуть себе образ Божий. Сам человек не может выйти из этого состояния, а чтобы воскреснуть, нужно иметь веру. Не имея веры нет возможности покаяния, изменения жизни и обращения к Богу. Именно по этой причине некоторые герои Ф. М. Достоевского уходят из жизни, совершив самоубийство. В выведенном автором законе нравственности главная мысль заключается в том, что совесть без Бога — есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного.

После изучения великого Пятикнижия Ф. М. Достоевского я сделала вывод, что его творчество будет востребовано всегда, поскольку оно вне времени и применимо к любой эпохе жизни человечества.  В настоящее время «мерка порядочности» утрачивает себя все более и более в каждом новом поколении, входят в нашу жизнь подмена ценностей, утрата идеалов, разложение моральных устоев, своеволие. Призыв же писателя мирового масштаба Ф. М. Достоевского одолевать зло в душе своей звучит как никогда актуально.

Из «золотых мыслей» Ф. М. Достоевского я выбрала нравственным ориентиром своей жизни вот эту мысль: «Жизнь — целое искусство, жить — значит сделать художественное произведение из самого себя…»

Нина Никулина,

педагог-библиотекарь

 

Справка «Отчего края»:

НИКУЛИНА Нина Васильевна — педагог-библиотекарь. Родилась в 1966 году. Живёт в г. Долинске Сахалинской области. Работает в  МБОУ СОШ№1. Очень любит творчество Ф. М. Достоевского — православного писателя и мыслителя мирового масштаба.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here