ГЕОРГИЙ ИВАНОВ, ОТРАЗИВШИЙСЯ В БОРИСЕ РЫЖЕМ

Просмотры 174

Сквозные, онтологические слова, самые простые, рисующие картины такой безнадёжности, и – парадоксально – олимпийского стоического спокойствия:

Хорошо, что нет Царя.
Хорошо, что нет России.
Хорошо, что Бога нет.

Только желтая заря,
Только звезды ледяные,
Только миллионы лет.

Хорошо — что никого,
Хорошо — что ничего,
Так черно и так мертво,

Что мертвее быть не может
И чернее не бывать,
Что никто нам не поможет
И не надо помогать.

Великая, внешне предельно простая, в сущности – перенасыщенная: и экзистенцией, и онтологией – поэзия Георгия Иванова своеобразно отразилась в созвучиях Бориса Рыжего…

Промышленной зоны
красивый и первый певец
сидит на газоне,
традиции новой отец.

Он курит неспешно,
он не говорит ничего
(прижались к коленям его
печально и нежно

козлёнок с барашком,
и слёз его очи полны.
Венок из ромашек,
спортивные, в общем, штаны…

Так же — простота незатейливых слов: словарь будто сознательно небогат; простота такая, что, будто выдохнутые, а не сочинённые строчки гипнотизирует вселенскою мощью, болью-счастьем, страданием – именно бытийного свойства, от того, что живёшь…

Тонкость необыкновенная в обоих случаях – будто серебряные нити вьются.

И поражает своеродное совмещение предельной безнадёжности со стоическим восприятием яви: какая б ни была, всё-таки на какое-то время подарили солнце:

Это в той допотопной манере,
когда люди сгорали дотла.
Что написано, по крайней мере
в первых строчках, припомни без зла.

Не гляди на меня виновато,
я сейчас докурю и усну —
полусгнившую изгородь ада
по-мальчишески перемахну.

Даже мечты о рае невозможны: поэтический дар, как вариант проклятья, тавро на лице души выжгли.

Ядовит мог быть Г. Иванов:

Природа? Вот она природа —
То дождь и холод, то жара.
Тоска в любое время года,
Как дребезжанье комара.

Конечно, есть и развлеченья:
Страх бедности, любви мученья,
Искусства сладкий леденец,
Самоубийство, наконец.

Рыжий принимает людей по-другому, хотя чистота выдохнутых им строк сродна ивановской:

…Но не божественные лики,
а лица урок, продавщиц
давали повод для музы’ки
моей, для шелеста страниц.
Ни славы, милые, ни денег
я не хотел из ваших рук…
Любой собаке — современник,
последней падле — брат и друг.

Трагизм в обоих случаях явлен тотально.

Счастье, мерцающее за сценой, не в счёт.

Ведь:

Друг друга отражают зеркала,
Взаимно искажая отраженья.

Я верю не в непобедимость зла,
А только в неизбежность пораженья.

Не в музыку, что жизнь мою сожгла,
А в пепел, что остался от сожженья.

Живой – шевелится пепел, диктуя свои условия.

А Рыжий и вовсе не мог жить, съедаемый метафизической виной:

Погадай мне, цыганка, на медный грош,
растолкуй, отчего умру.
Отвечает цыганка, мол, ты умрёшь,
не живут такие в миру.

Станет сын чужим и чужой жена,
отвернутся друзья-враги.
Что убьёт тебя, молодой? Вина.
Но вину свою береги.

Красивая иллюзия: мол, великая-выдающаяся поэзия есть победа над смертью.

Тем не менее, жизнь стихов ушедших поэтов свидетельствует о многом,  и онтологический опыт её вполне может в чём-то помогать…ждущим своего часа.

 Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

ИЛЬЯ ГАБАЙ: БОЛЬ, ИЗЛИТАЯ В СТИХАХ

К 90-летию со дня рождения Ильи Янкелевича Габая Посох Ильи Габая был и сбит, и укреплён состраданием, больная совесть вела его, заставляя делать то, что он делал, понимая участие в…

НЕВОЗМОЖНОЕ ДЕТИЩЕ Р. МУЗИЛЯ

К 145-летию со дня рождения Роберта Музиля Ветшающая роскошь империи – ещё не ведающей о своём обветшании: во дворцах полно огней, зажигаются парфеноны свечей, когда звучит бал, и Ульрих, принимающий…

ПОЭТИЧЕСКОЕ НЕБО НАТАЛЬИ ЛЯСКОВСКОЙ

…От причитания и плача: из сердца русской древности как будто льющийся в современность стих, трудно нагруженный содержанием, лёгкий, полётный в исполнении: …А твоя-то беда – лебеда да байда так себе…