«ФИЛОСОФИЯ, ВМЕЩЁННАЯ В ПРОЗУ; ПРОЗА, РАСКРЫВАЮЩАЯСЯ ФИЛОСОФИЕЙ»

Просмотры 102

К 80-летию Владимира Карловича Кантора

Философия, вмещённая в прозу; проза, раскрывающаяся философией: В. Кантор, словно делает границы прозрачными, или полупрозрачными, и возникающий «Крокодил» отдаёт аллегорией топологического масштаба.

…Осторожно – у каждого свой, и всякий будет съеден: работай в философском журнале, или вагоны разгружай.

Метаформа скорее пробьёт человеческое сознание, роговеющее стандартами косности, нежели прямое обращение к конкретике, лишённое всякой возвышенности; но возвышенным может  оказаться и полубред, связанный с повышенной температурой, когда героя трясёт, а ему всего 15 лет…

…Путешествие персонажа – Бори, обыкновенного подростка, вогнанного в транс болезнью, именно с этого и начинается: с мучительного продвижения по коленчатому лабиринту собственной психики; чтобы потом развернулась вселенная конкретики, въезжающей в бред, и бреда, затмевающего конкретику.

«Победитель крыс» строится так, и выписан роман с плотной густотою бытовых подробностей, словно подчёркивающих варианты абсурда бытия.

«Крепость», исследующая страх… экзистенциональный, в хайдеггеровском смысле, и – бытовой, когда вдруг сердце стучит перебоисто на улице, а идёшь-то всего за хлебом.

Не бойся, Петя – герой романа. Но он боится: класса, среды, как бабушка его, несмотря на 92, боится смерти, вливаясь в обыденность человеческого дрожащего хора.

И только крепость слов, построенная вокруг страхов, способна отчасти защитить от них, становящихся бессильными осуществить штурм.

Мысль В. Кантора неустанна и разветвлённа: философ исследует Достоевского с разных ракурсов, словно совмещая различные точки зрения: история, кажется, благосклонно взирает на органическую организацию сложных канторовских текстов.

Память понимается, как онтологический отблеск космической тайны, то есть,  прообразом в ней, в памяти, заключено и будущее.

Дебри влекут Кантора: он прорубает в них тропы, выводящие к метафизическому свету.

Заменить ли мир библиотекой?

Кантор, предлагая видеть бытие России, как бытование классиков литературы, предлагает нечто подобное, учитывая расстояние между жизнью и литературой – огромное: логично вполне…

Зачем куда-то ходить, если можно читать, погружаясь в новые и новые пласты мысли?

Ходить, однако, придётся…

Кантор проходит дебрями, обещая свет, зная, насколько слово способно обуздывать хаос.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

МИХАИЛ КОНОНОВ: МУЖЕСТВО, ЗАДОР И МАСТЕРСТВО НА ЭКРАНЕ

К 85-летию со дня рождения Михаила Ивановича Кононова  «Чукотка – морозная жуть,»  и «Нет такой власти!» – изрекаемое феноменальным голосом Грибова, утыкающееся в упорство молодого начальника Чукотки… Великолепно-задорен, не может…

ЯЗЫКОВАЯ МОЩЬ И ТАЙНА ВЛАСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РОБЕРТА ПЕНН УОРРЕНА

К 120-летию Роберта Пенн Уоррена Мощно и густо, отчасти яростно звучит его поэзия, насыщенная интеллектуально и звуково, с таинственными, отчасти непривычными для русского читателя ходами: Дубы, морские исполины, В струенье…

СТАРЫЕ СКАЗКИ МАНЯТ СВОЕЙ НЕРАЗГАДАННОСТЬЮ…

Проступают контуры, усложняются силуэты… Симонетта Веспуччи, изображённая столько раз Боттичелли, остающаяся златовласой,  волосы спутаны прядями, сложены в орнамент страсти художника, волосы, какие трепал тогдашний ветер… У него нет возраста, у…