Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности. «Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия. Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев, их поступки, заставляя задуматься над проблемами.

Воспитание  человека – это настолько серьезная проблема, что вызывает много споров, и это потому, что, начиная с Х века, в центре внимания писателей  находится человек с его историей, отношением к времени – пространству,  явным или неявным выражением авторского  взгляда  на героя и общественное устройство.

«Человек есть тайна. Её надо разгадать…» — утверждал Ф.М. Достоевский.

Что же такое тайна?  Это что-то скрытое от глаз, может быть, семейная тайна, тайна причастия, тайное общество профессионалов, – словом, это слово многозначное. Мир любит разгадывать тайны открытий, исчезновений, созданий, потрясений. Нас интересует человек как предмет изучения. Мне нравится поговорка: «Я в мире, и мир во мне!» Какого героя произведения принимаю, тот тоже во мне. Существуют герои произведений, в которых гармонично сочетаются внешние данные и внутренние качества,  и таких мы ценим, причем держим в памяти слова А.П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно…». Вспоминается факт, связанный с  философией Л.Н. Толстого, который, когда брал в руки новую книгу, то произносил приблизительно так: «Так что же ты за человек, чем ты интересен?»  Делаем вывод, что за героем ощущается психологически — идеологическая  личность автора, его ценностные установки. Мы знакомимся с писателем через его героев, которые помогают понять автора и себя, читателя. Созвучно этому взгляду высказывание Ф.М. Достоевского, пережившего суровое время, лишения, унижение и наказание. Писатель оставил России и человечеству свои размышления о человеке, невольно заставляя сочувствовать одним героям, осуждать других, обнажать  свою душу, вступая в полемику в борьбе за человека.

Главный герой «Преступления и наказания», Родион Раскольников,  живет в Петербурге, в снимаемой им квартирке – «каморке» из–за нищеты, он  был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться. Постепенно тайна его жизни раскрывается, психологически заряженный на убийство процентщицы, он идет на пробу своего «дела».  В эпизоде встречи с ней  Родион испытывал желание возражать, дивясь ее скупости, вскрикивал,  даже от нетерпения ответил  грубо, но спорить не стал и смутился, когда пообещал принести в заклад портсигар. Автор заставляет Раскольникова страдать, называя вместе с ним его «дело» грязью, но ведет его  к встрече с молодыми людьми, и  Родион находит подтверждение своей теории, вслушиваясь в диалог офицера со студентом: убить зловредную старуху, взять ее деньги, «чтобы с их помощью посвятить себя потом на служение всему человечеству и общему делу».  Это он с такой страстью и с волнением «покуситься» захотел. Произносится подобное социалистической теории служения народу, но тайна Раскольникова носит другой характер. Странно показалось ему это совпадение тайных мыслей. Знал он уже, что психика может подвести, но надеялся, что он человек крепкий. Теория его антигуманна: убийство должно помочь проверить свою силу  — быть сверхчеловеком или «тварью». Убив старуху-процентщицу и ее сестру, он не только не избавил тысячи людей от нищеты и ее произвола, но даже так спрятал деньги и коробки, что не воспользовался краденым. «Родя» —  как бы родненький для сестры и матери, а он  «ножницами себя от них отрезал». А ведь изначально был  направлен на  добро (Вспомним его поведение в эпизоде с лошадкой). Какая страшная борьба была в нем, отраженная во снах! А ведь выдержал, но шел на признание  медленными шагами, не хотел смирить гордость. Его хорошо узнал как  человека и охарактеризовал, верно указал на  главное в Родионе  Разумихин: «Иногда холоден и бесчувствен до бесчеловечия… Ужасно высоко себя ценит…» Автор связывал его жизнь со своей семьей (с матерью и сестрой) и с семьей чиновника Мармеладова. Раскольникова потянуло в трактир, и он там встретил страдающего от нищеты и пьянства Семена Захаровича. Ему пришлось выслушивать его исповедь о жизни семейства. Горько ему, что Катерина Ивановна  от отчаяния, что детей кормить нечем, а муж пьет, набросилась на падчерицу с укором: «Живешь ты, дармоедка, у нас…дети по три дня корки не видят…» Соня и говорит: «Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне на такое дело пойти?»

И она  вышла на улицу,  а в девятом часу пришла и выложила перед мачехой тридцать целковых. Конечно, бедная женщина весь вечер у ее кровати простояла на коленях, понимая ужас Сониного положения, девушке  теперь нельзя жить с этой семьей. Голодное существование семьи отца, его беспомощность привели Соню к  грязному и низкому заработку. В поступке Сони Раскольников мог видеть только то высокое самоотвержение, с которым Соня решилась надеть мученический венец и выпить до дна чашу унижения и страдания. Он осуждает Мармеладовых во внутреннем монологе: «Ай да Соня! Какой колодезь, ведь пользуются же…. Ко всему-то человек подлец привыкает!» Такую же молодую девушку видит Раскольников на улице в пьяном виде. Растрепанная, спотыкающаяся, она ровным счетом ничего не понимала, ему было больно и странно смотреть на нее, и он подошел к городовому с двадцатью копейками, но цепляющийся за нее франт не дал выполнить просьбу Родиона, и тот злобно проговорил: «Двадцать копеек моих унес». Он подумал о том, что вот к таким теперь найдут дорогу Дарьи Францовны, и будут они видеть только вино, больницу и  проституцию. Автор заставляет вместе с героем сочувствовать  молоденьким девушкам, потерявшим честь, и, примеривая это к Соне, что она подпадает под определенный процент  гибнущих, не знающих, как можно заработать деньги,  исключая выход на улицу.

Вот она  появляется в толпе у разбитого коляской отца среди нищеты, лохмотьев, сама в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный. Соня была маленького роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами. В лихорадке отец позвал дочь и попросил у нее прощения. Раскольников в этом эпизоде снова  пытается помочь бедной женщине и отдает двадцать рублей в помощь на помины. Соня была благодарна Родиону, поэтому она его выслушивала, боролась за его душевное состояние, понимая, что он болен. Она снимала комнату от Капернаумова, которая была немногим лучше комнаты Раскольникова. Человечность Сони еще раз подтверждается, когда у них заходит разговор о Катерине Ивановне. Мачеха собирается уехать в свой город, взяв с собою и Соню, и открыть пансион для благородных девиц, где падчерица будет надзирательницей. Она верит, что начнется новая жизнь.  Соня от своего заработка не могла откладывать деньги, не смела сближаться с благородным семейством Раскольникова, а он идет к  девушке, потому что считает, что они оба преступили нравственный закон. Но он видит, что порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. И это явь, потому что неграмотная    Соня умеет убеждать.  Понимая свое положение грешницы, девушка стесняется говорить  с сестрой Родиона, ей неловко общаться и сидеть рядом. Кульминацией отношений Раскольникова и Сони стало чтение главы из Евангелия о воскрешении Лазаря. Соня верит в бога, верит в человека, в воскресение Раскольникова и ждет этого с напряженной радостью. Но ей приходится страдать от коварства Петра Петровича Лужина. Он решил проявить благородство по отношению к Катерине Ивановне, и она его воспринимала как участливого к ней человека. Понаблюдаем сцену, в которой вместе с Лебезятниковым появляется Соня. Она вошла в необыкновенном волнении, робея. Петр Петрович встретил ее ласково, но с оттенком какой-то фамильярности. Соня торопливо села, на столе засверкали радужные кредитки, но она быстро отвела от них глаза.  Ей не хотелось говорить с ним  о пенсионе, который обещал выхлопотать Лужин. Петр Петрович протянул Соне десятирублевый кредитный билет, тщательно развернув. Соня взяла, вспыхнула, вскочила, она выскочила из комнаты вся взволнованная. На этом преследования Лужина не закончились. Ему надо было унизить Раскольникова за сестру, а пострадать должна Соня, теперь подруга Родиона. Он  при хозяйке,  Амалии Ивановне, обращается к испуганной Соне с  разговором об исчезнувшей после ее посещения сторублевой кредитке. Соня помертвела, она ничего не знала и не имела к этим деньгам отношение. Она вынула из кармана десять рублей и предложила их забрать. Все глядели на нее с ужасом. Катерина Ивановна бросилась защищать падчерицу. Она заставила Соню «выворотить карманы». Все увидели, как из правого кармана выпала бумажка, и вскрикнули. Это был сторублевый кредитный билет.

— Как это низко! – раздался вдруг громкий голос Лебезятникова. Он объявил Петра Петровича в клевете и мошенничестве. Оказывается,  он видел, как Петр Петрович подсовывал Соне деньги, но подумал, то он сделал это из благородных чувств, оказалось, ему нужно насытить свое тщеславие. Его правда – ложь  и месть.  Автору важно пробуждать в читателях совесть.  Как гуманист он ценит искренность и веру в человека.  В Соне нет тайны, она  совсем юная, живет в нищете, делит копейки с семьёй, но она выбрана в подруги Раскольникову. И крест свой бережно несет.

Один бы Раскольников не выбрался на путь смирения, слишком долго не покидала его идея, индивидуалистическая теория. Достоевский психологически точно показал сцены встреч с Порфирием Петрович: хочется Родиону показать себя спокойным, привело его к тому  «дельце», опрашивают и других, но он же  «злобно сверкнул загоревшимся гневом» на  разговорчивого Разумихина. Раскольников старается спрятать волнение и сопротивляется, тут же контролирует свою речь: «Хорошо? Натурально ли? Не преувеличил ли? – трепетал Раскольников. Когда его спросили, почему он побледнел, Родион озлобился, ответил грубо, что он здоров, но Порфирий,  прочитав статью Родиона, стал еще внимательнее наблюдать, проговорится об убийстве или нет, но Миколка помог Раскольникову своим признанием. Страшным было  для него открытие, что он  не человека убил, а  принцип убил. Сон его в эпилоге также страшен: люди «малые» гибнут по воле самых сильных, их остается  мало, только для воспроизведения потомства.   Нельзя допускать победы эгоистически направленных людей, — следует вывод.

На каторге он наблюдает «живую жизнь» кочевников, уважение к Соне каторжан. Сам автор смолоду поддавался идеям, носившимся в воздухе Петербурга.  Достоевский  доказал себе и людям, что невозможно жить без «высшей идеи» добра, нравственности, он помнил мужика Марея и следовал заповедям Христа, воспитанию в себе божественной природы.

Галина Попова,

учитель литературы

 

Справка «Отчего края»

ПОПОВА Галина Гавриловна – пенсионерка, до июля 2021 года -учитель литературы МБОУ «Смоленская СОШ №1». Почитатель творчества классика русской и мировой литературы Ф.М. Достоевского.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Читая данное эссе, я полностью согласен с автором. Мы видим борьбу добра и зла, которая происходит в человеке. Фёдор Миха́йлович Достое́вский показывает нам человека, который согрешил, страшно согрешил, и этот грех слово раскалывает его душу, но тем не менее он будет бороться за свою жизнь и стараться совершить больше добрых дел, и Соня ему в этом поможет. Время, в котором жил Федор Михайлович было неспокойным, в стране зарождался терроризм, возможно, Родиона и хотели показать как террориста, ведь он считал свои действия оправданными.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here