К 195-летию со дня рождения Алексея Кондратьевича Саврасова
Сквозная тоска, хоть грачи прилетели…
Бело-чёрная, как берёза, вдалеке церковь, тающие снега, и словно перепутанные в сеть, тонкие, орнаментом данные ветки берёз, усеянные ягодами птиц – прилетевших грачей…
Сквозное-щемящее…
Но разве приход весны может ассоциироваться с безнадёжностью?
Классический пейзаж А. Саврасова стакнут с бледным язычком надежды, и с невероятным стихотворением Блока: «Грешить безбожно, беспробудно»- особенно с последними его строчками…
Москвою напитан, художник жил по преимуществу в ней, работал, участвуя в экспозициях Товарищества передвижников; он, чувствуя пейзаж метафизической его особостью, искал постоянно новых вариантов, изучая окрестности: Сокольники и Фили, Кунцево и Строгино, и возникали, возникали новые, стройные пейзажи.
Колорит его невесел.
Москва, не Москва – но «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» дан в коричневато-зелёном колорите, и сам монастырь…какого-то мыльного оттенка.
Мало радостного в России.
Саврасов чувствовал это.
…Из купеческой семьи, рано проявил склонность к рисованию, и, противореча отцу, мечтавшему пристроить его к коммерции, поступил в Московское училище живописи и ваяния.
«Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», выполненный в 1851 году, сделал Саврасова известным.
…Словно слышался шум древесных ветвей и ощущалось движение туч.
Он путешествовал по Европе, написал несколько швейцарских пейзажей.
…Его ждала русско-растрёпанная жизнь: алкоголизм, осиливший его судьбу, напитывал картины мрачным колоритом; Саврасова увольняют из московского училища живописи.
Необыкновенный лиризм, пропитывающий его пейзажи, словно свидетельствовал о постоянно вибрирующей душе, требующей новой порции спасительного алкогольного яда.
И оставались сиять – суммой всего: сквозные, одинокие, не лишённые надежды – тотальные Грачи.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик