ВЕЧНЫЙ МАСТЕР МИСТИКИ И ФИЛОСОФИИ

Просмотры 61

Памяти Михаила Афанасьевича Булгакова

Максудов, не слишком вписывающийся в реальность, предложенную окрест, к тому ж… и высмеять её хочется, не смог встретиться со своим вариантом Воланда, оставаясь в пределах условной театральности, которая его погубит.

Воланд, проговаривающий великие истины, словно настроен на волну возвращения веры в общество, лишённого её.

…Искусственно не убрать: только на какое-то время, но время это и показано в махровом цветении.

Ведь не сам же собою распорядился человек, попав под трамвай!

Часть силы, вечно желающей зла, но совершающей благо – выглядит спокойно-благородно: хорошо ли это, привлекать столь благосклонное внимание к нечисти?

У Булгакова своё отношение с потусторонним, как и с евангельскими текстами — предпочитал апокрифы: где ещё можно прочитать про Валерия Грата, или найти имена разбойников, распятых со Христом…

У Иешуа почти нет учения: одни обрывки; сила, языковая мощь, с которой даются изображения древней Иудеи, завораживают – каждый камушек проявлен, по этим улицам можно пройти, следуя за Иудой, слишком отличающимся от канонического предателя.

Христопродавца.

Обаяние булгаковских текстов настолько велико, что, открывая книги в бессчётный раз, вновь и вновь погружаешься в космос, запущенный писателем, не в силах оторваться.

Это может быть «Дьяволиада»,  где колоритно прописанные близнецы – один с ассирийской бородой, другой бритый, сведут-таки с ума нежного, кроткого Короткова, показывая, как административная мощь способна поглотить человека.

Булгаков использовал разные варианты языка, в каждом оставаясь собой;  тем не менее, «Белая гвардия» стилистически ничего общего не имеет с «Мастером и Маргаритой».

Почему Булгаков не сделал мастера поэтом?

Ему бы подошла именно поэма – из тех времён, про всадника Пилата, и тихого, сосредоточенного Иешуа, ведающего, сколько путаницы и крови воспоследует за его распятием.

Но мастер прозаик.

А Маргарита бездетна.

И ворохами, блестками смеха вьётся и кружится невероятная, фантастическая, мистическая, роскошная Москва, в жизни которой столь хочется поучаствовать.

Перлы юмористики – метафизической юмориады – можно найти и в ранних фельетонах-рассказах Булгакова: хотя он, очевидно, пробует силы, примеряясь к разным языковым возможностям.

«Вода жизни», например, комичнее комичного: рассказ, исследующий национальный порок водкопития…

Сколько в нём вариантов движения!

Как щёлкают и играют глаголы!

Сколь колоритно прописывается спящая в снегах станция, оживающая, когда привезли очищенное вино…

Пресловутая интеллигенция, вечно создающая Шариковых на свою голову: профессор – не ждали?

Так просто потом созданных вами убийц не уберёшь, как вы в повести вернули Полиграф Полиграфыча в животное, собачье состояние…

Лютует великолепный Чарнота – справедлив и лих, яр и отчаянный…

Всё закрутится вокруг «Зойкиной квартиры» — так легко, в брызгах шампанского, с бурлеском, какой превратится в трагедию…

Сколько необычайных персонажей выпустил в мир Булгаков…

И вьётся, прихотливо видоизменяясь, компания Воланда, слуги его: всемогущие почти с точки зрения человека.

Сталкивался с такими?

Был духовидцем?

Чем расплатился за игру с силой, которая не чиста и какая сильна?

Ответы вязнут в пустоте…

Остаётся феноменальное наследие – завораживающее и заставляющее думать на новых оборотах, притягивающее так, что сопровождают книги, коли узнал, всю жизнь…

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

МИХАИЛ КОНОНОВ: МУЖЕСТВО, ЗАДОР И МАСТЕРСТВО НА ЭКРАНЕ

К 85-летию со дня рождения Михаила Ивановича Кононова  «Чукотка – морозная жуть,»  и «Нет такой власти!» – изрекаемое феноменальным голосом Грибова, утыкающееся в упорство молодого начальника Чукотки… Великолепно-задорен, не может…

ЯЗЫКОВАЯ МОЩЬ И ТАЙНА ВЛАСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РОБЕРТА ПЕНН УОРРЕНА

К 120-летию Роберта Пенн Уоррена Мощно и густо, отчасти яростно звучит его поэзия, насыщенная интеллектуально и звуково, с таинственными, отчасти непривычными для русского читателя ходами: Дубы, морские исполины, В струенье…

СТАРЫЕ СКАЗКИ МАНЯТ СВОЕЙ НЕРАЗГАДАННОСТЬЮ…

Проступают контуры, усложняются силуэты… Симонетта Веспуччи, изображённая столько раз Боттичелли, остающаяся златовласой,  волосы спутаны прядями, сложены в орнамент страсти художника, волосы, какие трепал тогдашний ветер… У него нет возраста, у…