К 125-летию Бертольда Брехта
Мир будет бушевать в пределах «Кавказского мелового круга», взрываясь толпами, шумом, балаганом… Брехт обновлял театр, вводя в представление то, что казалось немыслимым.
1
Дороги Тридцатилетней войны приближаются, вот они… обоз…маркитантка…
В объектив попадающая мамаша Кураж продемонстрирует замечательные качества, главное из которых – умение выживать, когда обстоятельства не способствуют этому…
«Карьера Артура Уи» предупреждает человечество об опасности вознесение маленького человека, обладающего непомерными амбициями, и то, что оно не внемлет – не вина пьесы…
…длинно растягивая строку, стараясь вобрать, как можно больше подробностей, организующих мир, Брехт создавал стихи…
Оден считал его великим поэтом.
Хотя – в большинстве оценок – поэзия Брехта была скорее дополнением к его драматургическому напору, настолько обновившему театр.
Театр должен стать эпическим: считал Брехт, выступая теоретиком искусств: и статьи его вызывали споры, однако, пьесы ставились и ставились.
Театр должен быть эпическим: как в Греции, где народы проходили сквозь сцену, растворяясь в душах зрителей…
«Добрый человек из Сезуана» в исполнение Ю. Любимова, собирал полные залы, и балаган, выплеснутый в зал, веселил и учил стоицизму, одновременно.
…поначалу дела не клеились: Брехт записывал в дневнике: «Бегаю по городу, как пёс, и ничего не получается».
Пять одноактных пьес не нашли своего режиссёра.
Потом «Барабаны в ночи» кратко прогремели, но, увенчанные премией Клеста, не задержались в репертуаре надолго.
Нужен был новый метод: Брехт находит его: его пьесы становятся многолюдны, и панорамы, показываемые ими, забирают шире и шире – пространства, времени, истории…
Он ищет коды истории: через людей, через их действия…
Он предупреждает об опасностях тирании.
Он узнает годы странствий – и могучий рокот признания, хотя по-прежнему пьесы его будут вызывать яростные споры: поскольку сами они…чрезмерно яростны…
И рвётся мир – в пределах «Кавказского мелового круга», и вновь Артур Уи делает поганую карьеру, и снова дороги Тридцатилетней войны не обойдутся без мамаши Кураж…
2
Резко и жёстко, компактно и точно: охарактеризовать то, что происходит подспудно во время войны (подспудное, возможно, важнее явного), наименовав стихотворение: «Во время войны многое возрастает»:
Быстро растут:
Имущество власть имущих
И нищета неимущих,
Речи властей
И молчанье подвластных.
(перевод М. Ваксмахера)
Брехт-поэт менее известен?
Вероятно, хотя Оден называл его в числе трёх великих поэтов, которых знал…
…Брехт выводил код своей страны, тяжело переживая судьбу её:
Германия, ты в раздоре
С собой, и не только с собой.
Тебя не тревожит горе
Твоей половины второй.
Но горя б ты не знала
В теперешней судьбе,
Когда бы доверяла
Хотя б самой себе.
(перевод К. Богатырёва)
Он тяготел к лаконизму, хотя и создавал пространные баллады.
Верлибр мешался с рифмованным регулярным стихом, порою мелькали канцеляризмы, иногда казалось, что нечто от Кафки врывается туго закрученными струями в поэтические построения Брехта…
Он мощно разил – при этом – то, что требовалось разить: будь то бюрократия, или шаровая человеческая глупость; и туго организованные строки и строфы его словно наливались соками грядущего: которое непременно должно быть лучше настоящего…
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик