К 125-летию Бертольда Брехта

Мир будет бушевать в пределах «Кавказского мелового круга», взрываясь толпами, шумом, балаганом… Брехт обновлял театр, вводя в представление то, что казалось немыслимым.

1

Дороги Тридцатилетней войны приближаются, вот они… обоз…маркитантка…

В объектив попадающая мамаша Кураж продемонстрирует замечательные качества, главное из которых – умение выживать, когда обстоятельства не способствуют этому…

«Карьера Артура Уи» предупреждает человечество об опасности вознесение маленького человека, обладающего непомерными амбициями, и то, что оно не внемлет – не вина пьесы…

…длинно растягивая строку, стараясь вобрать, как можно больше подробностей, организующих мир, Брехт создавал стихи…

Оден считал его великим поэтом.

Хотя – в большинстве оценок – поэзия Брехта была скорее дополнением к его драматургическому напору, настолько обновившему театр.

Театр должен стать эпическим: считал Брехт, выступая теоретиком искусств: и статьи его вызывали споры, однако, пьесы ставились и ставились.

Театр должен быть эпическим: как в Греции, где народы проходили сквозь сцену, растворяясь в душах зрителей…

«Добрый человек из Сезуана» в исполнение Ю. Любимова, собирал полные залы, и балаган, выплеснутый в зал, веселил и учил стоицизму, одновременно.

…поначалу дела не клеились: Брехт записывал в дневнике: «Бегаю по городу, как пёс, и ничего не получается».

Пять одноактных пьес не нашли своего режиссёра.

Потом «Барабаны в ночи» кратко прогремели, но, увенчанные премией Клеста, не задержались в репертуаре надолго.

Нужен был новый метод: Брехт находит его: его пьесы становятся многолюдны, и панорамы, показываемые ими, забирают шире и шире – пространства, времени, истории…

Он ищет коды истории: через людей, через их действия…

Он предупреждает об опасностях тирании.

Он узнает годы странствий – и могучий рокот признания, хотя по-прежнему пьесы его будут вызывать яростные споры: поскольку сами они…чрезмерно яростны…

И рвётся мир – в пределах «Кавказского мелового круга», и вновь Артур Уи делает поганую карьеру, и снова дороги Тридцатилетней войны не обойдутся без мамаши Кураж…

2

Резко и жёстко, компактно и точно: охарактеризовать то, что происходит подспудно во время войны (подспудное, возможно, важнее явного), наименовав стихотворение: «Во время войны многое возрастает»:

Быстро растут:

Имущество власть имущих

И нищета неимущих,

Речи властей

И молчанье подвластных.

(перевод М. Ваксмахера)

Брехт-поэт менее известен?

Вероятно, хотя Оден называл его в числе трёх великих поэтов, которых знал…

…Брехт выводил код своей страны, тяжело переживая судьбу её:

Германия, ты в раздоре

С собой, и не только с собой.

Тебя не тревожит горе

Твоей половины второй.

Но горя б ты не знала

В теперешней судьбе,

Когда бы доверяла

Хотя б самой себе.

(перевод К. Богатырёва)

Он тяготел к лаконизму, хотя и создавал пространные баллады.

Верлибр мешался с рифмованным регулярным стихом, порою мелькали канцеляризмы, иногда казалось, что нечто от Кафки врывается туго закрученными струями в поэтические построения Брехта…

Он мощно разил – при этом – то, что требовалось разить: будь то бюрократия, или шаровая человеческая глупость; и туго организованные строки и строфы его словно наливались соками грядущего: которое непременно должно быть лучше настоящего…

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here