«СУВОРОВУ ПОСВЯЩЁННАЯ ПЕСНЬ…»

Просмотры 376

 

Трагический Снигирь – с изменённым правописанием – исполнит скорбную, Суворову посвящённую песнь; исполнит её – медным и литым державинским гласом, и сила оного, несмотря на рокот державинской же «Грифельной оды», окажется необоримой – для времён, серо-равнодушных в струении своём…

Что ты заводишь песню военну

Флейте подобно, милый снигирь?

С кем мы пойдём войной на Гиену?

Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?

Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?

Северны громы в гробе лежат.

В легенду вошедший при жизни, Суворов удостоен в русском слове, в его поэтическом аспекте самых разнообразных мемориалов, и скорбь, смешанная с величественностью образа, соединяясь волокнами, словно показывают объёмность фигуры, вместе – демонстрируя бескрайность уважения русского мира к своему ключевому полководцу.

Державин пел:

О радость! — Муза! дай мне лиру,

Да вновь Суворова пою!

Как слышен гром за громом миру,

Да слышит всяк так песнь мою!

Побед его плененный слухом,

Лечу моим за ним я духом

Чрез долы, холмы и леса;

Зрю, близ меня зияют ады,

Над мной шумящи водопады,

Как бы склонились небеса.

Мощно возносятся слова, словно соприкасаясь с космосом, или – из него же почерпнутые.

Рокочут они, весть победы всегда отрадна, а то, что много жертв поглотила она… увы, человечество по-другому не умеет.

Формула искусства полководца: победа с малыми силами превосходящего противника, плюс – сбережение жизней солдат – а Суворов отменно знал солдатскую долю; сие суммировав Василий Майков даёт классицизмом переполненные, пенные строки:

Кто храбрость на войне с искусством съединяет,

Тот правильно число героев наполняет.

Суворов, ты в себе те качества явил,

Когда с немногим ты числом российских сил

На превосходного напав тебя злодея,

Разбил его и так, как вихрем прах развея,

К дунайским гнал брегам упорный сей народ,

Пригнал и потопил в струях кровавых вод.

…очень по-домашнему, по-усадебному, если быть точнее, рисовал образ Суворова Э. Багрицкий; множество колоритных деталей, наполняя поэтические строки, создавали образ живости, достоверности, будто войдёшь легко в предложенное стихотворение:

По вечерам он сидел у погаснувшего камина,

На котором стояли саксонские часы и уродцы

из фарфора,

Читал французский роман, открыв его

с середины,

«О мученьях бедной Жульетты, полюбившей

знатного сеньора».

Интересен финал произведения, показывающий двойственность всего, всякой жизни – в том числе: великой:

Он долго смотрел на надушенную бумагу —

Казалось, слова на тонкую нитку нижет;

Затем подходил к шкафу, вынимал ордена

и шпагу

И становился Суворовым учебников

и книжек.

Бодрым рокотом, но и вечной бронзой переливаются созвучия В. Рождественского, адресованные полководцу:

Среди балтийских солнечных просторов,

Над широко распахнутой Невой,

Как бог войны, встал бронзовый Суворов

Виденьем русской славы боевой.

В его руке стремительная шпага,

Военный плащ клубится за плечом,

Пернатый шлем откинут, и отвага

Зажгла зрачки немеркнущим огнем.

Пафос?

Но как без него – коли речь о победах, чью значительность подтвердили века?

… А. Несмелов знал, что такое война, и, изображая Суворова так, как изобразил его, словно фокусировал луч – на волевом нажиме военачальника, способного, не смотря на звание генералиссимуса, вести за собой солдат:

И тогда, – клянусь, немало взоров

Тот навек запечатлело миг! –

Сам генералиссимус Суворов

У седого знамени возник.

Был он худ, был с пудреной косицей,

Со звездою был его мундир.

Крикнул он: «За мной, фанагорийцы!

С Богом, батальонный командир!»

Сложно и разно отображен полководец в русском слове, но образ его в русской поэзии столь же закономерен, как неоспоримы значимость и неустанность трудов, произведённых Суворовом при жизни.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

ВЕЧНЫЙ МАСТЕР МИСТИКИ И ФИЛОСОФИИ

Памяти Михаила Афанасьевича Булгакова Максудов, не слишком вписывающийся в реальность, предложенную окрест, к тому ж… и высмеять её хочется, не смог встретиться со своим вариантом Воланда, оставаясь в пределах условной…

ОТ ШУРОЧКИ АЗАРОВОЙ ДО ЛЕДИ МАКДУФ: МНОГОГРАННАЯ ГОЛУБКИНА В ИСКУССТВЕ

Памяти Ларисы Ивановны Голубкиной (09.03.1940 — 22.03. 2025) Прелестна Шурочка Азарова – и каково восхитительное, изящное раздвоение: как из обворожительной девицы, словно пронизанной токами любви, становится корнетом – задорным и…

ГЕНИАЛЬНЫЙ СМОКТУНОВСКИЙ: РАСКРЫТИЕ РОЛЕЙ ЧЕРЕЗ ДУШЕВНУЮ ГЛУБИНУ

Словно голос несколько опережал человека — волшебно-необычный, шероховатый и бархатный  одновременно. Князь Мышкин, сгустком христовой силы, воплощённой земным вариантом бытия в девятнадцатом веке, проявился в И. Смоктуновском так, словно и…