К 220-летию Вильгельма Гауфа
Сказки – особое вещество литературы, пропитывающее её своеобразной метафизикой: огнём детства, сохранённым взрослым: оригинальным взрослым, например: доктором теологии и философии Вильгельмом Гауфом…
…романы и поэмы, сочинённые им, отошли на задний план, а вот «Карлик Нос» — был страшен всегда, давая притом образ терпения и той правды, которой следует человек, чтобы…получить освобождение, скажем…
Исторический роман «Лихтенштейн», написанный под воздействием Вальтера Скотта, живописал тропы Крестьянской войны, и был некогда чрезвычайно популярен, но виноградные гроздья сказок зрели и зрели, поражая мир: расходясь на разных языках круговыми дугами волшебных фантазий.
Часто – страшных: будто и самому Гауфу было страшно в сём мире, где столько злого волшебства: под видом заурядной повседневности.
«Калиф-аист» даст массу необыкновенных превращений: их на всю жизнь хватит – заполнить досуг, расшифровывая алхимические реакции.
Маленький Мук докажет вам, что внешность нисколько не важна: важна человеческая история, а развивать и строить её ты будешь сам: как бы ни хотелось переложить это занятие на чьи-нибудь плечи.
«Рассказ о корабле привидений» развернёт немецкое повествование, начинённое арабским колоритом властно и сильно, пугая и поражая.
Стремился ли Гауф пугать?
Думается, он стремился в зашифрованном, сказочном пространстве передать то метафизическое знание, что открылось ему, и сумма его сказок – своеобразные шифрограммы, отправленные потомству…
Дошли ли, оставшись?
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик