Редакция и  редакционный совет журнала «Отчий край» сердечно поздравляют Андрея Вячеславовича Новикова с 60-летием со дня рождения и желают юбиляру здоровья и новых творческих свершений!

Стихотворения Андрея Новикова озадачивают читателя, прежде всего, позицией автора по отношению к реальному миру, который он достаточно предметно живописует. Вот его лирический герой смотрит на происходящее с некоторой дистанции, которая вполне может уходить и в нематериальный, понятийный мир. Но одновременно среди действующих персонажей мы видим и его самого, взрослого или маленького мальчика, который живет очень органично и радостно, хотя сторонний взгляд повествователя с горечью может обронить, что в картине не все в порядке, не все естественно и солнечно…

Это раздвоение художественной фигуры продиктовано взаимоотношениями автора с временем. Настоящее для него почти невещественно, зато прошлое обладает четкими очертаниями и плотностью, насыщено движением и светом (или сумеречным обманным взаимодействием людей и «объектов»). И, практически, вся оптика художника в этих стихах сфокусирована на памяти – на ее цветах, контурах, звуках, рельефах и обликах.

Надо сказать, что названная двоякость поэтической речи совсем не выглядит подчеркнутой, демонстративной. Напротив, здесь мы видим уже устоявшееся, почти душевно-автоматическое восприятие дня сегодняшнего и вчерашнего, своего рода образный почерк автора («Воспоминанья, год от года, // Идут дорогой круговой»). Он почти осязает бег времени кожей и сердцем, мгновения ускользают от него и, только отдалившись от художника, обретают устойчивость и отчетливость линий, очевидную плотность и насыщенный цвет. Наверное, лирический рассказчик что-то добавляет в свой сюжет, какие-то характеристики или оттенки, добиваясь его полноты. Однако он говорит о собственной жизни, и уже потому все, им поведанное, становится, по главной своей сути, пусть и когда-то бывшим, но действительным именно сейчас: «…Где состоит из некой взвеси // Одно – и радость и беда».

Для поэта любимое время года – лето или ранняя осень, наиболее притягательное биографическое время – детство, собственное или чужое, внимательно созерцаемое со стороны («Но какая память света // Сквозь кусты и дерева!»). Он любит узнавать внешне предмет или событие (что это? что происходит?), давая его описание, но потом, уже в финале, делает вывод почти всегда внутренний и почти всегда опровергающий однозначность происходящего. Для него важно не потрогать вещь, а понять ее. Вот почему оказывается так близок читателю угол зрения лирического героя: наличная реальность лишена определенной осевой идеи, она сумбурна и противоречива, более того – во многом она откровенно лжива. Тогда как испытанное нами прежде уже поделилось на добро и зло, на правду и обман, на счастье и горе.

Андрей Новиков – очень современный поэт, причем в определение «современный» нужно вложить более горечи, нежели похвалы. Он входит в мир и видит его, кажется, так же, как и читатель. Но затем, словно проявляет снимок сегодняшнего дня, и показываются детали и сочетания, ранее совсем не очевидные. За сдержанность по отношению к настоящему и за любовь ко всему лучшему из нашего общего прошлого, пожалуй, и стоит ценить эту лирику.

Вячеслав Лютый,

литературный и театральный критик

 

Справка «Отчего края»:

ЛЮТЫЙ Вячеслав Дмитриевич – литературный и театральный критик, член Союза писателей России, председатель Совета по критике Союза писателей России, заместитель главного редактора журнала «Подъём». Родился в 1954 году. Живёт в Воронеже. Автор книг статей о современной литературе «Русский песнопевец» (2008), «Терпение земли и воды» (2011), «Сны о любви и верности» (2014).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here