Памяти Игоря Масленникова
Былое – иллюзия, закрепляемая фантазиями будущего…
…тем не менее, мир викторианской Англии, воссозданный средствами кинематографа Игорем Масленникова, доказывает – иллюзия может быть куда сильнее реальности…
Ведь композиция кадра, исполняемая ювелирно-виртуозно, показывает нам явь столь живой, и столь отличной от нашей, что, кажется – мгновение – и войдёшь в длящиеся (не хочется, чтоб кончались) приключения Шерлока Холмса, и, разумеется, друга его – Ватсона: простоватого, мужественного, честно живописующего подвиги великого сыщика.
Красиво разворачиваются улицы.
Столь симпатично выглядят дома: которые есть декорация: та, что в театральном, скажем, варианте, горазда пасть пластом, если неосторожно пройдёшь мимо.
Тем не менее, экранизация эпопеи Конан Дойля, разбитой на сегменты рассказов и романов, произведена столь монументально, что поколения болели ею…
…Масленников родился в Нижнем Новгороде, дед его служил мастером паровозного цеха, более дальние родственники были из крестьян.
Творчество – в плане воплощения собственного «я» в режиссуре (литературе, музыки) – не касалось никого из предков; и Масленников смотрится драгоценным самородком советской кинематографии.
Он окончил филфак ЛГУ, был направлен на работу в вузовскую газету «Ленинградский университет», затем – на ленинградское телевидение для организации молодёжной редакции; именно там он стал инициатором съёмок ручной камерой…
Высшие режиссёрские курсы при «Ленфильме» он окончил позже, и дебютировал в кино фильмом «Личная жизнь Кузяева Валентина»…
…невзрачный паренёк, попадающий в фейерверк событий: и то, что происходит в недрах этого фейерверка, и составляет суть фильма…
Не очень важно теперь: когда итоги подведены, и Шерлок Холмс обрёл кинематографическую вечность…
Да, экранизация (которая невозможна вообще, единственный вариант – запустить текст по экрану, индивидуальность стиля и мировидения великого писателя не подлежат передаче кинематографическими возможностями) – состоялась так, что поколения зрителей внимали благодарно.
Она состоялась ещё и потому, что Конан Дойль – при всём уважение к его многогранной личности – не был великим писателем…
Она состоялась и в силу уникального попадания в роли: и Василия Ливанов, и Виталия Соломин не сопоставимы ни с какими западными вариантами: они берут более высокую планку…
…кеб проезжает…
Кто сидит в нём?
Возможно – преступник, но не менее вероятно, что – дворецкий, вокруг образа которого развернётся интрига.
Фильм – вернее, серия их – выверен до последней детали, до йоты…иллюзорной правды того времени.
И серия фильмов – несмотря на сумму преступлений, жёстко наполнявших их – лучился: добром, правдой, её торжеством…
Игорь Масленников, создав свой вариант Шерлока Холмса, несколько (пожалуй, даже сильно) отличного от того, конандойлевского, победил каверзы времени, не властного трогать лучшее из того, что делается человеком.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик