«Два часа в резервуаре» пролетят незаметно, насытив сознание множественностью ассоциаций и своеобычным юмором. Или иронией, с которой преподносится действительность: иронией, по определению А. Сергеева, оденовской, хотя к тому времени Иосиф Бродский Одена толком не знал, и сам разрабатывал тропы метафизически-интеллектуального осмысления яви.

Я есть антифашист и антифауст.

Их либе жизнь и обожаю хаос.    

Парадоксы сразу же распускаются причудливыми цветами: антифашист вовсе не подразумевает такого продолжение: которое приведёт к знакомству с арабским представителем Мефом-ибн-Стофелем.

Любовь к жизни подразумевает лицезрение в ней хаоса?

Но дальше закипает прозаизированная, поэтическая история Его.

Кого?

А важно ли?

Персонаж польско-немецкой культуры, постепенно расшифровывающий себя через сознание Бродского, и колорит определённой эпохи: впрочем, они горазды делиться оным друг с другом:

Но подчиняясь польской пропаганде,

он в Кракове грустил о фатерланде,

мечтал о философском диаманте

и сомневался в собственном таланте.

Он поднимал платочки женщин с пола.

Он горячился по вопросам пола.

Играл в команде факультета в поло.

Картезианство, упоминаемое дальше, подразумевает мысль основою существования, что и демонстрирует Бродский, разворачивая пёстрые ленты того, сего, пятого, двадцать пятого; скручивая их, устраивая путешествия своему герою.

…макароническая сатира, смешение разных языков, неприятие романтизации тёмной силы.

Самой тёмной.

Но – не-приятие такое, что собственный вариант демонического персонажа глядит из угла за сочиняющим профессором со вниманием.

Стихотворения разворачивается, стягивается, снова расходится: не для того ли, чтоб прозвучал главный его афоризм, вмещённый в четыре строки:

Есть мистика. Есть вера. Есть Господь.

Есть разница меж них. И есть единство.

Одним вредит, других спасает плоть.

Неверье – слепота, а чаще – свинство.

Точен вектор мысли – хотя самого Бродского традиционно верующим обозначить трудно.

…потом – скука: вероятно владевшая Бродским при чтении «Доктора Фаустуса» Томаса Манна – откликом на каковой роман и является стихотворение.

«Два часа в резервуаре» пролетят быстро – и закончатся пожеланием спокойной ночи.

Хотя, настающая духовная ночь человечества не может быть спокойной, никак.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here