К 80-летию Николая Губенко

Шум и громы «Карьеры Артура Уи», зловещий и вещий анализ чудовищной данности… Николай Губенко познал первый успех после исполнения главной роли в спектакле объединённой мастерской ВГИКа: очевидным стало, какой появился актёр, сколько красок у него в палитре…

Органичное совмещение театра и кино, режиссуры и сценарной работы, озвучивание, общественная деятельность – Губенко, казалось, был необъятен, как вселенная; и обаяние интеллигента, знающего соль жизни, вполне могло сочетаться с жёсткостью, когда нужен нажим, напор, когда стоит отстаивать нечто важное.

…он дебютировал в кино в фильме «Застава Ильича» — нежном и предельно реалистическом шедевре Хуциева, ставшим легендарном, так точно и трепетно передававшем биение и пульсации жизни, что зрители будто становились участниками ленты.

Губенко чувствовал военную тему: плотно, самыми тонкими вибрациями души: и раненый солдат из «Пяди земли», и Бурьянов из «Пока фронт в обороне» подтверждают это; как и Блюхер, исполненный в первом фильме о Исаеве-Штирлице – «Пароль не нужен»…

Точный очерк роли – будто очерчена серебряным карандашом старинного мастера всегда удавался Губенко с той мерой чёткости, что не оставляла сомнений в ювелирном мастерстве актёра.

Роли —  из жизни. Кино, словно переводящее язык жизни на свой, обещающий долговечность: так звучал, к примеру, фильм «Из жизни отдыхающих», так звучали многие работы Губенко…

«Подранки», «И жизнь, и слёзы, и любовь»…

Простое перечисление развернёт ленты истории советского кино: и каждый, упомянутый, вспыхивает яркими, когда не волшебными огнями, в памяти поколений зрителей.

Н. Губенко был из тех, кто щедро раздаривает себя – ролями, фильмами, сценариями: щедро, как июльский ливень, без остатка, пока смерть не заберёт носителя большого дара, не тронув всего, сделанного им.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here