Вырисовываются феноменальные горы: о, они вздымаются к метафизическим небесам, прозрачные и монументальные, пронизанные золотистыми сияниями, и столь вовлекающие в себя душу, что пропитывается верой и ощущением высшего, переданного человеку…
Ликуют и гудят, вознося и низвергая в бездну, «Страсти по Матфею»: звук необычайной красоты и крепости наполняет пространственные меры, сам будто становясь безмерным; и величие композитора точно растворяется в теме всеобщности, ведь пропущенные через него тайны неба становятся открыты всем.
Звучит токатта ре минор.
Она звучит так, будто можно наблюдать картины творения, будто сейчас из ничего возникает твердь, потом концентрируются планеты, потом проступает вода, над которой витает дух Божий.
Воистину кажется под звуки токатты творился мир.
У К. И. Галчинского, польского классика, есть замечательное – отчасти простое, отчасти величественное стихотворение:
Все семейство выехало в Гаген.
Я один во всем огромном доме,
меряю шагами галереи.
Мне забавны – отблеск позолоты,
пеликаны те резной работы,
облака, что мчатся в эмпиреи,
Как люблю я тучи! И хмурый свет в округе.
Словно крепости. Или мои большие фуги.
Хорошо, когда нас оставляют в покое,
когда мы с Музыкою – двое.
Словно лес осенний горит в шандале злаченом.
Развернётся и далее «Пасхальная ночь Иоганна Себастьяна Баха», развернётся, восстанавливая фрагменты его жизни, раскрывая карты упоительных подробностей, и давая-рисуя своеобразный остров одного из тех, чьё имя стало синонимом человеческой гениальности.
Бах ослеп?
О, в последний миг он прозрел, увидев запредельный свет: тот, что всю жизнь вёл, скажем Якоба Бёме, умиравшего под ангельскую музыку, слышную только ему.
Бах сделал эту музыку доступной для всех.
Переплетаются голоса его фуг.
Вот сам маэстро, восседающий за органом – пышным и многоствольным, богато украшенным и многоклавиатурном, вот он опускает пальцы, и от небесного касания раскрываются соответствующие бездны.
Бездны Баха светлы.
Погружение в них сулит духовное очищение.
Бах неистов: Бранденбургские концерты разворачивают бесконечные сады ощущений — взмывы, уносящие в запредельность, происходят в них; проносятся праздничные ленты, и бесконечно мерцают драгоценности звёзд, становящихся ближе…
…Бах, руководящий исполнением кантаты: тема выбирается согласно лютеранскому календарю, каждое воскресенье — своя…
Бах, сбивающий ноги, вершащий путь в другой город – дабы прикоснуться к мастерству Букстехуде, учиться у него.
Бах, играющий с детьми: или строго обучающий их началам музыки.
Обширный его, бюргерский дом: всё крепко, панели из дуба, мебель основательна, как бронза.
Бах, вкушающий яства земные, принимающий чаши с вином, Бах, ещё не ведающий, что будет сочинять через час.
Музыка ждёт.
Музыка неба ждёт – желая открыться человеческим множествам через Баха, чьи музыкально-духовные океаны не охватить…
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик