Памяти Александра Градского
Мера, отличающая музыку развлечения от музыки высот, достаточно серьёзна; тем не менее, можно соприкасаться и с той, и с другой, следуя световой вертикали, дарящей созвездия звуков… Как молоды мы были: песня разносится, летит над пространством, грустно и сильно повествуя о бытование на земле, о сложности присутствия каждого в недрах вращения юлы юдоли; песня, накрепко связанная с голосом Александра Градского, с его манерой исполнения.
Градский совмещал многие культурные данности: он был мультиинструментален; певец, поэт, композитор; и он был одним из основоположников русского рока…
В том его – интеллигентном варианте, что подразумевает некоторое сближение с высотами классической музыки, и исключает чрезмерный звуковой напор, присущий року западному.
…наибольшую популярность принесла Градскому группа «Скоморохи», созданная в 1966 году; это была вторая группа, собранная им, первая – «Славяне» — широкой известности не получила.
В начале семидесятых Градский впервые выступает, как композитор кино: работает в фильме «Романс о влюблённых», для которого не только сочиняет песни, но и исполняет вокальные партии.
Его голос насыщен, характерен, ярок: порою казалось, он пел сплошным световым потоком: и поток этот, вовлекая слушателя, нечто благородно менял в душе его.
Чрезвычайно оригинален его Звездочёт – из оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок»…
Тут своеобразная метафизика музыки проявляется: и словно сказочные звёзды и впрямь делаются ближе.
Градский выступал, как организатор советских рок-концертов; принимал участие в концерте в поддержку ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.
Золотая энергия его лучилась: казалось, он успевает больше, чем может человек…
Он открывает свой театр, участвует в телепрограммах…
Голос остаётся: образ остаётся; и – как знать? – если столько дано было сделать в недрах творчества здесь, на земле, может быть существует и запредельная перспектива художественной деятельности…
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик