ЖУКОВ, ОН ЖЕ КАРАМАЗОВ

Просмотры 87

Из всех романных братьев, вышедших из-под пера Ф.М. Достоевского, художник Вадим Жуков более всего похож на Митю Карамазова. Да, он и есть «постромантик Митенька Карамазов». Конечно, аттестация эта сущая условность, литературная игра, которую так любит художественный редактор журнала «Отчий край» Вадим Жуков. Я бы добавил – Вадим Александрович Жуков.

Он всегда восстаёт против любой несправедливости. Ну, только что гневно при этом не восклицает: «А может, его за бородёнку, за мочалку да и вытащить… Как Митя Карамазов отставного штабс-капитана Снегирёва из трактира вытащил…»

Если в какую эпоху Жукову и жить, так это в эпоху Возрождения. Родоначальник гуманизма и поэт Франческо Петрарка дал весьма лаконичную, не лишённую юмора характеристику этой эпохи: «…юристы забыли Юстиниана, медики — Эскулапа. Их ошеломили имена Гомера и Вергилия. А плотники и крестьяне бросили своё дело и толкуют о музах и Аполлоне».

Лозунгом Вадима был бы лозунг всех прочих гуманистов agеre et intelligere — «действовать и познавать». Эпохе Возрождения действительно «нужны были новые Прометеи по силе и стойкости духа». То есть такие, как наш Жуков. Ведь масштаб у него совершенно микеланджеловский!

Как и Микеланджело, он слушал бы проповеди Савонаролы. Кстати, в одной из них фра Джироламо напомнил слова святого Иеронима: Poenitentia est secunda tabula naufragium — «Покаяние есть вторая доска после кораблекрушения». Да, именно покаяние не даст сгинуть в житейской буре и спасёт грешную душу.

Скорее всего, жуковский гнев смягчился бы после таких проповедей, и он следовал бы напутствию апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий».

Впрочем, любимый художник Жукова вовсе не Микеланджело Буонарроти, а его современник и вечный «оппонент» Леонардо да Винчи. Поистине с леонардовским размахом Вадим Жуков взялся больше четверти века назад за оформление литературно-художественного иллюстрированного журнала «Отчий край». Откликнулся на призыв основателя и первого главного редактора журнала Виталия Борисовича Смирнова создавать искусство. И да, уже создано 104 номера! В эти мгновения идёт работа над новым образом журнала — говорю это без патетики (читатели увидят его уже очень скоро). Потому что Вадим не только мой единомышленник, но и противник всяческой имитации. А ведь сегодня имитируется всё. Имитируется в целом искусство. Имитируется обыденная жизнь. И уже поют: «Не насильственной смерти бояться надо, а насильственной жизни…»

На сайте Волгоградского музея изобразительных искусств имени И.И. Машкова представлены работы Вадима Жукова (познакомиться с ними можно, пройдя по ссылке http://mashkovmuseum.ru/sobyitiya/sobyitiya-base/zhukov-vadim-aleksandrovich). Я же представляю вам, уважаемые читатели, лишь одну из его работ, иллюстрирующую эту статью. Поскольку на картине изображён он сам – «постромантик Митенька Карамазов».

Александр Лепещенко,

главный редактор журнала «Отчий край»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

«ЧЕЛОВЕК-ФЕЙЕРВЕРК» ОРСОН УЭЛЛС

К 110-летию со дня рождения Джорджа Орсона Уэллса Многогранен был – вплоть до показывания фокусов: с детства участвовал в школьных спектаклях, а пространство и невероятное ощущение естественности «Гражданина Кейна» поражало…

НАТАЛЬЯ ГУНДАРЁВА: ИГРА, ПОЛНАЯ СОКА ЖИЗНИ

Крик Люськи, боевой жены генерала Чарноты, резкий и любовно-насмешливый: «Чарнота, купи себе штаны!» – разносится резко… Н. Гундарева играла сочно и смачно, очаровывая собой и ролью, и роли её были…

МИСТИЧЕСКИЙ СКРИПАЧ, АЛХИМИК СКРИПКИ Н. ПАГАНИНИ

Лопнет, закрутившись, струна — никто не заметит:  музыка будет рваться, вибрировать, литься, — если надо, ласкать… Мистический скрипач, алхимик скрипки… … Мальчишка, которого запирает в сарае отец, неудачный торговец, подрабатывающий…