Из всех романных братьев, вышедших из-под пера Ф.М. Достоевского, художник Вадим Жуков более всего похож на Митю Карамазова. Да, он и есть «постромантик Митенька Карамазов». Конечно, аттестация эта сущая условность, литературная игра, которую так любит художественный редактор журнала «Отчий край» Вадим Жуков. Я бы добавил – Вадим Александрович Жуков.
Он всегда восстаёт против любой несправедливости. Ну, только что гневно при этом не восклицает: «А может, его за бородёнку, за мочалку да и вытащить… Как Митя Карамазов отставного штабс-капитана Снегирёва из трактира вытащил…»
Если в какую эпоху Жукову и жить, так это в эпоху Возрождения. Родоначальник гуманизма и поэт Франческо Петрарка дал весьма лаконичную, не лишённую юмора характеристику этой эпохи: «…юристы забыли Юстиниана, медики — Эскулапа. Их ошеломили имена Гомера и Вергилия. А плотники и крестьяне бросили своё дело и толкуют о музах и Аполлоне».
Лозунгом Вадима был бы лозунг всех прочих гуманистов agеre et intelligere — «действовать и познавать». Эпохе Возрождения действительно «нужны были новые Прометеи по силе и стойкости духа». То есть такие, как наш Жуков. Ведь масштаб у него совершенно микеланджеловский!
Как и Микеланджело, он слушал бы проповеди Савонаролы. Кстати, в одной из них фра Джироламо напомнил слова святого Иеронима: Poenitentia est secunda tabula naufragium — «Покаяние есть вторая доска после кораблекрушения». Да, именно покаяние не даст сгинуть в житейской буре и спасёт грешную душу.
Скорее всего, жуковский гнев смягчился бы после таких проповедей, и он следовал бы напутствию апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий».
Впрочем, любимый художник Жукова вовсе не Микеланджело Буонарроти, а его современник и вечный «оппонент» Леонардо да Винчи. Поистине с леонардовским размахом Вадим Жуков взялся больше четверти века назад за оформление литературно-художественного иллюстрированного журнала «Отчий край». Откликнулся на призыв основателя и первого главного редактора журнала Виталия Борисовича Смирнова создавать искусство. И да, уже создано 104 номера! В эти мгновения идёт работа над новым образом журнала — говорю это без патетики (читатели увидят его уже очень скоро). Потому что Вадим не только мой единомышленник, но и противник всяческой имитации. А ведь сегодня имитируется всё. Имитируется в целом искусство. Имитируется обыденная жизнь. И уже поют: «Не насильственной смерти бояться надо, а насильственной жизни…»
На сайте Волгоградского музея изобразительных искусств имени И.И. Машкова представлены работы Вадима Жукова (познакомиться с ними можно, пройдя по ссылке http://mashkovmuseum.ru/sobyitiya/sobyitiya-base/zhukov-vadim-aleksandrovich). Я же представляю вам, уважаемые читатели, лишь одну из его работ, иллюстрирующую эту статью. Поскольку на картине изображён он сам – «постромантик Митенька Карамазов».
Александр Лепещенко,
главный редактор журнала «Отчий край»
Похож ли Жуков на Митю Карамазова, не похож… Ничего сказать не могу, «не сильна в Достоевском». Всегда удивлялась людям, заявлявшим, мол, вот, перечитываем Достоевского… Перечитываем… Для меня и прочесть-то было с трудом. Дело, конечно, не в Фёдоре Михайловиче, а во мне — проста, как геометрия листа. «Тварь я дрожащая или право имею?», пожалуй, все мои воспоминания о произведениях великого русского писателя, к стыду, но честно. Хотя… помню, на экзамене в институт достался вопрос в билете « Роль пейзажа в «Преступлении и наказании» (приблизительно так звучал вопрос)… О, нет! Ещё один факт имеется: я бабушка (хоть и не процентщица), а внук Родион… но это уже шутка. А если серьезно, понравились работы Вадима Жукова, побывала виртуально в музее. А Достоевский… может, впрямь перечитать? По -взрослому…
Да уж… Щас даже фильмы не всегда пересматривают, хотя я знаю таких людей. Сколько я себя помню, то перечитывал «Отцы и дети». После обязательной школьной проги. И кстати, в школьном же возрасте…
Всю школьную программу нужно обязательно перечитывать. Столько новых мыслей, идей, выводов, суждений…