Татьяна Черниговская знает, что… через образ Алисы и её приключений, перевитых лентами парадоксов и афоризмов, яснее раскроются принципы работы мозга – или мысли… Ведь это невероятно: в голове человека уложено целое небо: ибо количество нейронов и сложность их соединений не уступают звёздным реестрам… Если не превосходят их.

Татьяна Черниговская филолог по первому образованию – и первым достижениям: поэтому, как представитель нейронауки, нейролингвистики и теории сознания, она часто использует образы литературы, её язык.

Собственно, языков у человека множество: помимо словесных, есть язык математики, язык музыки, танца, живописи…

Но Черниговская рассматривает литературу именно как феномен познания реальности: в том числе человеческого мозга, и частые ссылки на многих писателей и поэтов логичны в таком контексте.

Тайн остаётся больше, чем познанного.

Лекции Черниговской увлекают, втягивают, от них не оторваться; всё работает на повышенное внимание: от своеобразных голосовых, очень мягких, интеллигентных интонаций, до – парадоксальности суждений; до – словно совершаемого Алисой повторного путешествия в недрах мозгового аппарата…

Какие сложные лабиринты: ведь именно они дарят мысли, парадоксы, различные, мало кому приходящие в голову варианты истолкования яви.

Черниговская рассуждает… даже не как филолог: как высококвалифицированный читатель, воспринимающий литературу альтернативным миром, хоть и базирующимся на нашем.

Ведь, как утверждал Аксентий Поприщин: «И это все происходит, думаю оттого, что люди воображают, будто человеческий мозг находится в голове; совсем нет: он приносится ветром со стороны Каспийского моря…»

И подобное утверждение, проведённое через трагикомические призмы сумасшествия, открывает множество перспектив, сообщая, сколь мало возможно узнать о бездне, заложенной в человеческой голове.

Академик Павлов за употребление слова «сознание» выгонял из своей лаборатории; антипавловски настроенная Черниговская, тем не менее, полагает, что в этом он был прав: сколько бы ни было определений сознания, ни одно из них полностью не объясняет феномен, используя который она строит свои лекции, и пишет книги.

Есть два уникальных персонажа: один из мира литературы, другой – из мира, где используется совсем другой язык: физики…

Они родственны: это – Чеширский кот, про которого нельзя утверждать, есть он, или нет, и кот Шредингера, про какого никто с точностью не скажет: жив он, или мёртв…

Плавно покачивающаяся в воздухе, насыщенном электронами мысли, улыбка точно незримыми небесными дугами соединена с умозрительным (никто не мучил живого кота) экспериментом великого физика.

И снова аскетичная улыбка Поприщина проступает на заднем плане…

…человек зазнался, полагая себя единственным мыслящим существом: не представляя себе размаха вселенной, не допуская мыслящих планет, солнц, цивилизации камней (русский провидец, поэт космоса – Циолковский писал об этом)…

Черниговская рассказывает о высочайшем интеллектуальном уровне врановых, дельфинов, слонов…

Дельфины не создали цивилизации?

А зачем?

Ведь они смеются, пляшут, поют, занимаются любовью, и не имеют врагов: при таком наборе данных можно утверждать, что бытование сих морских обитателей есть альтернатива рая…

Бродский возникает в лекциях блестящей Черниговской: со своим избыточным акцентом на языке, с утверждением, что поэзия, как высшая форма оного, является видовой целью человечества…

Софизм?

Конечно.

Но софизм, заставляющий мысль работать на новых оборотах.

Лекции Черниговской пропитаны поэзией: её сложной, своеобразной субстанцией, вовсе не обязательно требующей рифм и размера.

Жизнь Татьяны Черниговской словно является следствием не биологии, но мысли: мысли неустанно пульсирующей, заставляющей видеть иначе, думать иначе… жить?

Вот с этим проблемы.

Тут возникает Пётр Шумахер со своим блестящим четверостишием… о Крылове:

Лукавый дедушка с гранитной высоты

Глядит, как резвятся вокруг него ребята,

И думает себе: «О милые ребята,

Какие, выросши, вы будете скоты!»

Ибо круг этого вырастания повторяется из века в век: но жизнь таких людей, как Татьяна Черниговская работает на то, чтобы осветлить вращение этого круга, сделать его более приемлемым.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here