
Памяти Вадима Абдрашитова
«Охота на лис» Абдрашитова закручивала сюжет, проявляющий человеческую сущность на изломах, введённых в данность трагизмом бытия… Своеобразно возник «Плюмбум…» – светясь тугими лучами желания властвовать над другими: даже если лучи, казалось бы, исходят от благородной, юношеской натуры…
Вадим Абдрашитов творил исследовательские фильмы: постигая человеческий феномен, ставя человека в ситуации, в коих он должен проявляться – отлично от бытового потока дней.
И его кинематограф был ярок: от построения кадры до актёрских работ, наполненных творческой волей режиссёра – всё пронизано было своеобразной, пусть и достаточно жёсткой гармонией.
Сюжет «Слуги», развивающийся в двух планах, показывает феномен психологии – слуга остаётся слугой – даже поднимаясь над уровнем заурядности жизни, свободы – внутреннего её света – не обретает…
Сложны сюжетные перебивы, дополняющие и уточняющие образы.
Сложно всё – жизнь завязывает тугие узлы, и человек… в большей мере заложник обстоятельств, нежели способен реализовать так называемую «свободу выбора» – которая, если присмотреться, всего лишь одна из глобальных иллюзий.
…остановится поезд…
Он остановится, прекращая жизни, и переворачивая миры: и частные, людские, и городка – в котором, после выхода соответствующей статьи, закипят страсти: чреватые для следователя, тщившегося выполнить свой долг.
Выполнение оного – и последствия: ещё одна из тяжёлых абдрашитовских проблем.
Собственно – лёгких не бывает: и то, насколько феномены жизни облекаются в образный строй, одеваются суммами кадров, свидетельствует в пользу значительности кинематографа Вадима Абдрашитова.
…«Магнитные бури» кольцами и волокнами своими, играя, завяжут много человеческих узлов, и испытание любовным треугольником наслаивается на забастовки и рабочие волнения на заводе…
Снова – резкие углы и зигзаги бытия подвергаются пристрастным исследованиям.
Стиль Абдрашитова узнаваем.
Он живописен: ибо, несмотря на то, что жизнь является для человека проблемой, она прекрасна – по крайней мере, визуальным своим рядом.
Прекрасный и возвышенный кинематограф создал и Абдрашитов: сложный и яркий, мучительный – и сулящий очищение через муку…
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик