ЖАЖДА ВСЕОБЩЕЙ ОЧИЩАЮЩЕЙ КАТАСТРОФЫ

Просмотры 34

Дмитрий Быков, «Июнь». Издательство АСТ, редакция Елены Шубиной, 2017 год.

Последний на этот момент роман Дмитрия Быкова вышел хорошим (но не лучшим у него, на мой вкус), а на фоне прозы 15-17-х годов (сейчас вроде бы всё выправляется) — отличным.

Дмитрий Львович в нулевые годы выдал на гора сразу несколько романов — как очень сильных («ЖД», «Оправдание», «Орфография»), так и довольно средних. Потом была долгая пауза (странный «Квартал» — не в счёт), и вот – «Июнь».

В основе любой большой вещи Быкова всегда есть некая авторская концепция. Здесь она тоже есть, чем-то схожая с посылом ахматовской «Поэмы без героя».

Когда в воздухе — напряжение, государство давит, а люди запутались в личных грехах, самым большим соблазном становится жажда всеобщей очищающей катастрофы. Войны. Она спишет всё — предательства, измены, неустроенность… Узел нужно разрубить. Или нет?

По Быкову — нет.

Три истории (мне больше всего понравилась вторая). Студент запутался в учёбе и личной жизни. Маститый журналист — в общественных и семейных делах. Обезумевший поэт верит, что Слово способно мистически воздействовать на ход вещей.

Новеллы очень тонко связаны — параллелизмом, перекличками. В хорошей книге не должны объясняться все поступки и мотивации, не должны в конце встречаться главные герои — это для дурных детективов и любовных романов.

В «Анне Карениной» линии Анны и Левина не пересекаются; единственная их встреча в финале не меняет ничего. Лев Толстой отвечал недальновидным критикам, ждавшим судьбоносной встречи, что внутренняя связь между персонажами (повествовательная) — приём тонкий и аккуратный. А столкнуть героев лбами — топорный.

Вняли не все.

Вот этот тонкий параллелизм — одно из главных достоинств «Июня». Общий эпизодический герой новелл (шофёр) связывает судьбы различных героев опосредованно, не напрямую.

Отдельное удовольствие — выискивать отсылки и переклички. Если вам более-менее известны литературные реалии начала сороковых, находить параллели (вот Цветаева, а вот, скорее всего, Кольцов) будет очень интересно.

Иван Родионов,

поэт, эссеист, литературный критик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

МИХАИЛ КОНОНОВ: МУЖЕСТВО, ЗАДОР И МАСТЕРСТВО НА ЭКРАНЕ

К 85-летию со дня рождения Михаила Ивановича Кононова  «Чукотка – морозная жуть,»  и «Нет такой власти!» – изрекаемое феноменальным голосом Грибова, утыкающееся в упорство молодого начальника Чукотки… Великолепно-задорен, не может…

ЯЗЫКОВАЯ МОЩЬ И ТАЙНА ВЛАСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РОБЕРТА ПЕНН УОРРЕНА

К 120-летию Роберта Пенн Уоррена Мощно и густо, отчасти яростно звучит его поэзия, насыщенная интеллектуально и звуково, с таинственными, отчасти непривычными для русского читателя ходами: Дубы, морские исполины, В струенье…

СТАРЫЕ СКАЗКИ МАНЯТ СВОЕЙ НЕРАЗГАДАННОСТЬЮ…

Проступают контуры, усложняются силуэты… Симонетта Веспуччи, изображённая столько раз Боттичелли, остающаяся златовласой,  волосы спутаны прядями, сложены в орнамент страсти художника, волосы, какие трепал тогдашний ветер… У него нет возраста, у…