Памяти Бахыта Кенжеева

Антрацитово, переливаясь белизною, перехваченное золотистыми волокнами ощущений и их онтологических оттенков мерцало запределье Бахыта Кенжеева…

…я там был; перед сном, погружаясь в сладкий

белоглазый сумрак, чувствовал руку чью-то

на своей руке, и душа моя без оглядки

уносилась ввысь, на минуту, на две минуты –

я там был: но в отличие от Мохаммада

или Данта, – ягод другого поля –

не запомнил ни парадиза, ни даже ада,

только рваный свет, и нелёгкое чувство воли.

а потом шестикрылая испарялась сила,

умирала речь, запутавшись в гласных кратких,

и мерещились вещи вроде холста и мыла,

вроде ржи и льна, перегноя, дубовой кадки

с дождевой водой. Пахнет розой, грозою. Чудо.

Помнишь, как отдалённый гром, надрываясь, глохнет,

словно силится выжить? Сказал бы тебе, откуда

мы идём, и куда – но боюсь, что язык отсохнет.

Словно ведая последнюю тайну, глаголил поэт, перебирая имена предметов, конкретику причудливо сплавляя, скрещивая с зыбкостью, и всё равно – нечто столь огромное открывалось, что и речь бы не выдержала…

…теперь, перейдя грань, узнал в полном объёме возможности потустороннего, только оттуда уже не передашь созвучия, достаточно тех, что оставил поэт на земле, в недрах вечного этого вращения юлы юдоли…

Впрочем, и страх смерти, постоянный сей, толсто скрученный бич человечества, воплощался в слове Кенжеевым колоритно, резче не скажешь:

Даже если смотришь в оба –

не узнаешь наперёд,

что тебя за дверью гроба

отвратительного ждёт.

Эпитет – единственно верный – бьёт по глазам: как ещё определить скорбный ящик?

Как точнее выразить отвращение к собственным останкам, косно и мёртво наполняющим его…

Кенжеев часто использовал длинную строку, до предела начиняя её феноменами и подробностями мира, словно боясь упустить что-то из бесконечного реестра открытых, распростёртых вокруг чудес: часто представленных столь обыденными формами:

Алкогольная светлая наледь, снег с дождём, и отечество, где

нет особого смысла сигналить о звезде, шелестящей в беде.

Спит сова, одинокая птица. Слышишь, голову к небу задрав,

как на крыше твоей копошится утешитель, шутник, костоправ?

Алкогольные капли мелькают, мерцая светлым ядом забвения…

Они мелькают – необходимые в теме русской поэзии, без них никуда: как ещё примириться с миром, вечно демонстрирующим ласковое равнодушие к словесным чудесам?

В начале 1970-х Бахыт Кенжеев стал одним из создателей подпольной литературной группы «Московское время» — цензура советского образца не устраивала группу поэтов – как и они её.

Время недаром попало в название: и дело не только в московском, речь о феномене этом, равнодушно-сером, стремящимся смыть все дела, все слова; речь о явление, которое поэт постигает каждым новым стихотворением, делясь открытиями своими с гипотетической и реальной аудиторией:

Аукнешься – и возвратится звук с небесных круч, где в облаках янтарных

свет заключён, как звездчатый паук. Червонный вечер. В маленьких пекарнях

лопатой вынимают из печи насущный хлеб, и слышен голос вышний:

– Ты оскорблён? Смирись и промолчи, не искушая мирозданья лишней

слезой – ты знаешь, высохнет слеза, умолкнет океан, костёр остынет

и обглодает дикая коза куст Моисея в утренней пустыне.

Бреду и с демоном стоглавым говорю от рынка рыбного, где смерть сама могла бы

глядеть в глаза мерлану и угрю, и голубому каменному крабу…

Ведь вся эта текстовая перенасыщенность – с необычным словоупотреблением, с зазубринами звездчатого паука, и каменным крабом – и о том, сплошном и несущемся, составе времени, которому не противостоять.

Можно, впрочем – оставляя созвучия, поднимая их до высот, закидывая их в бесконечное будущее, готовя вечность уже здесь, на земле…

Социальность перехватывает стихотворения Кенжеева литературно, острые нити режут строки:

Прошло, померкло, отгорело,

нет ни позора, ни вины.

Все, подлежавшие расстрелу,

убиты и погребены.

И только ветер, сдвинув брови,

стучит в квартиры до утра,

где спят лакейских предисловий

испытанные мастера.

А мне-то, грешному, все яма

мерещится в гнилой тайге,

где тлеют кости Мандельштама

с фанерной биркой на ноге.

Конкретика, предлагаемая поэтом, объёмна: выпуклые стихи, и – взрывчатые: словно разлетятся сейчас искрами боли: чтобы поразить косные сердца и обрастающие салом души…

Поэзия – вариант страховки души: если меркнет внутренний свет, высокие созвучия помогут возродить оный.

Тень прозы возникает в поэзии:

Лета к суровой прозе клонят

лета шалунью рифму гонят

ее прозрачные глаза

омыла синяя слеза

она уже другому снится

диктует первую страницу

и радуясь его письму

ерошит волосы ему…

Кенжеев писал романы: туго, как плотная виноградная гроздь, сделанные, раскрывали они космос, постигнутый поэтом, с других ракурсов, дополняющих, впрочем, его поэтическое действо-мистерию…

…которая, завершившись на земле, должна продлиться в пространствах, не доступных физическому зрению: ибо энергия дара не может иссякнуть.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here