«И зазывают в вечер с досок
Зрачки малеванных афиш»
Владимир Маяковский
Не стану спрашивать, «любите ли вы театр…»? Предвижу вопрос-ответ: «Кто же его не любит?» А между тем «театр не есть страна реального: в нём картонные деревья, полотняные дворцы, тряпичное небо, стеклянные бриллианты, поддельное золото, румяна на щеках, солнце, выходящее из-под земли». Но «в то же время — это страна истинного: на сцене — человеческие сердца, за кулисами — человеческие сердца, в зрительном зале — человеческие сердца». Так считал знаменитый француз, писатель Виктор Гюго, знавший толк в «лицедействе». А древнеримский поэт Публий Овидий Назон говорил: «Лучший момент любого спектакля — сразу после поднятия занавеса и прежде чем в зале успели кашлянуть». Родился цитируемый в 43 г. до н.э. Подумать только: уже тогда ходили в театр!..
Театр… Сей вид искусства вечен − убедилась в очередной раз, побывав заснеженным мартом, 25 числа, на спектакле «Фабрика красоты», представленном на сцене областного Кукольного театра. В зрительный зал меня заманили «зрачки малеванных афиш» и желание рассказать о прекрасной волгоградской актрисе Зинаиде Тихоновне Гуровой, о ее Театре одного актера. Да, есть в Волгограде такой театр. Я много слышала о нём, но попала на спектакль впервые и сразу была очарована.
Целый час, не отводя глаз, смотрела на сценическую площадку, нет, на площадь (не смотря на размеры с пятачок), вмещавшую в себя мир из произведений Надежды Тэффи. Казалось бы, сто лет прошло с момента написания её знаменитых рассказов, но удивительно то, что ценности, истинные или мнимые, почти не изменились. Мы живем в Фабрике Красоты по заложенным когда-то правилам. Зинаида Гурова вслед за Теффи показывает, как можно с юмором смотреть на различные жизненные ситуации.
Несколько слов о литераторе. Надежда Александровна Тэффи (Лохвицкая, в замужестве Бучинская; 1872–1952) — блестящая русская писательница, начавшая свой творческий путь со стихов и газетных фельетонов, оставившая наряду с другими яркими представителями русской эмиграции значительное творческое наследие. Произведения Тэффи веселые и грустные, остроумные и беззлобные. Они наполнены любовью к персонажам, пониманием человеческих слабостей, где-то осуждением, где-то состраданием к бедам простых людей. У читателей до сих пор сохраняется неподдельный интерес к её книгам. Этот автор пользуется поистине народной любовью, заслуженно получив почётный титул «Королевы смеха». Но вернусь в зрительный зал…
«Театр уж полон…» Пушкинские слова были бы справедливы, не случись карантинных ограничений, от которых уже все заметно приустали. Посадка в рядах через два кресла, маски на лицах, измерение температуры… Но даже это не мешает наслаждаться общением с великим древним искусством перевоплощения.
«В час, когда пьянеют нарциссы,
И театр в закатном огне,
В полутень последней кулисы
Кто-то ходит вздыхать обо мне…», −
с лёгким налётом таинственности всплыли в памяти строки Александра Блока.
Полумрак… На сцене – стул, гладильная доска, на ней детская игрушка-клаксон…
Стойка-вешалка для одежды, наверху воздушный шарик с нарисованным-лицом…
Улыбаюсь… вспомнив слова Станиславского про театр, который «начинается с вешалки». А ведь и впрямь… К стойке прислонилась обыкновенная картинная рама… Служить ей и зеркалом, и вагонным окном… Расписной, будто вчера с курорта, чемодан на колёсиках ярким пятном проследовал за актрисой в начале спектакля и занял своё почётное место. Из него Зинаида Гурова, как фокусница, будет извлекать то бант, то воротник, то шляпку, то большие блескучие очки − зависит от того, очередь какого персонажа наступит в театральной постановке. А их, персонажей, несколько на один актерский талант. Именно, он способен заменить собою роскошные декорации, заставив воображение слушателей летать.
И слово при этом − главное действующее лицо… Им виртуозно владеет волгоградская актриса, интонируя, переходя то на страстный шепот, то на робкий лепет, то на крик. Партнёрами Зинаиды Гуровой являются жесты, позы, пластика, мимика, взгляд (ох, эти большущие сверкающие из темноты глаза!). Всё, вместе взятое, заставляет пространство сцены заговорить. Сидящие в зале приобщаются к искусству, не похожему на другие, творимому в этот миг и в их присутствии. Постигая смысл спектакля, они постигают и смысл жизни, радуются и грустят, понимающе кивают или незаметно смахивают слезу.
Шиллер отмечал: «Театр наказует тысячи пороков, оставляемых судом без наказания, и рекомендует тысячи добродетелей, о которых умалчивает закон. Театр вытаскивает обман и ложь из их кривых лабиринтов и показывает дневному свету их ужасную наружность. Театр развертывает перед нами панораму человеческих страданий. Театр искусственно вводит в сферу чужих бедствий и за мгновенное страдание награждает нас сладостными слезами и роскошным приростом мужества и опыта». Вглядимся же в лица героев.
Вот, перед нами Зоинька Мильгау, вообразившая себя гениальной писательницей (рассказ «Талант»). Вежливый редактор пытается намекнуть об отсутствии должного дарования с её стороны, надеется, что она вдруг влюбится, выскочит замуж и больше не придёт… Но не тут-то было: Зоинька настойчива и самоуверенна, она не даёт скучать издателю, не слушая его робких советов: «Если писать медленно и хорошо обдумывать, то произведение выходит лучше, чем когда не обдумывают и пишут скоро».
А это Олечка Розова из новеллы «Жизнь и воротник». Хоть смейся, хоть плачь, но Олечек среди нас без счёту. Проблема «шкаф полон, а нечего надеть» актуальна для женщин во все времена. Потому очень важно, чтобы вещи не взяли верх над личностью, а то начнётся «воротничковая жизнь»: приобретённая по случаю накрахмаленная деталь гардероба потребует новую блузку, затем юбочку с башмаками, поясочек и… так далее до бесконечности. А там и долги, и враньё, и распутство. И во всём виноват… Кто? Поди догадайся. «Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит ее и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти», − убеждает нас Теффи, вернее, автор в исполнении Зинаиды Гуровой в пьесе для нескольких лиц, адаптированной для единственного актёра.
Следующая история − «Рассказ продавщицы» − о русских барышнях, попавших в Париж в поисках лучшей доли, желающих выйти замуж непременно за фабрикантов. Да где же столько их найти?! Иные девицы готовы и брови сбрить согласно стандартам «Холливуда», и напялить вульгарный рыжий парик, что не преминул показаться на сцене, надетый на пластиковое ведерко, похожее на чью-то бездумную голову. А удача-плутовка шагает мимо. И везёт вдруг, неожиданно для всех, какой-нибудь Берте Карловне с её-то ручищами и бровастой физиономией да с картавым говором… А остальным – прощай
«Холливуд». Тэффи пыталась создать портреты людей разных сословий, возрастов, типов характера, уровня образования. А для актрисы было главным — подчеркнуть индивидуальность каждого человека, позволить зрителю ощутить иронию и авторскую симпатию к своим персонажам, любовь к людям. И зритель успевает проникнуться доверием и сочувствием к героям постановки. Этому способствует даже звучание имён: не Зойка, а Зоинька, не Ольга, а Оличка.
А «Семейный аккорд» напоминает о том, что надо внимательнее и бережнее относиться к близким. Мы все порою, как «семейка» из спектакля, как нестройный оркестр, поглощены каждый лишь своим – пасьянсом ли, работой, старой шляпкой с пером кукушки… Видимо, требуется иногда лечебная «васильковая вода» с «фабрики красоты», чтобы прозреть, или баночка с кремом «Красотин» «с двумя футлярами шагреневой кожи» «для усмирения тройного подбородка» равнодушия и эгоизма. Но существует и другое верное средство – почаще ходить на спектакли Театра одного актера. Там, кстати, можно узнать, чем отличается демоническая женщина («Демоническая женщина») от обычной и много иного, интересного и полезного, а, главное, увлекательного и зрелищного, талантливого. «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге», − убеждал Вольтер. И с ним трудно поспорить.
Что же такое театр? Он − «не отображающее зеркало, а — увеличивающее стекло» (цитирую Владимира Маяковского). Все недостатки и достоинства, грехи и оплошности становятся заметнее через призму сценической игры. Хотя знаменитая Фаина Раневская говорила: «Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно». И в Театре одного актера живут! Живут с бо́льшим накалом, чем артисты в обычных театрах. Влияние исполнителя на подачу и суть постановки в жанре «моно» ощутимее. Это явление уникальное. Не каждому по силам выходить «один на один» к зрителю и в течение часа удерживать зал, заставляя его испытывать самые разные чувства, получать нравственное очищение в результате душевного потрясения. Не каждому… Но Зинаиде Гуровой всегда это удаётся. Любой из ее спектаклей — тому доказательство.
И «единственный актер» порою не случайно остается без коллектива. Нередко он, достигший определённых высот в творчестве, оценив свои сценические силы, испытав себя в роли режиссера, решается на создание собственного монопроизведения с личным участием. До настоящего времени спорят, кто же является родоначальником моноспектаклей? В одном из своих интервью Зинаида Гурова говорила: «Театр одного актера — явление не новое, оно популярно еще со времен Пушкина. Знаменитый русский артист Владимир Яхонтов был активным пропагандистом этого жанра. Но его исполнение моноспектаклей являлось более статуарным. Сегодня другое время, динамичное, требующее поиска, поэтому в свои программы я добавляю драматургию. Ищу, синтезирую. У меня есть и сатира, и мюзиклы, и драмы, даже в спектаклях присутствуют элементы буффонады».
А вот как отзывался о Яхонтове русский советский писатель, мастер художественного рассказа, народный артист СССР Ираклий Андронников: «В каждом жесте его была какая-то удивительная значительность — не поза, а признак необыкновенного таланта и необыкновенной судьбы. В его манерах и поведении не было ни актерской свободы, ни актерского наигрыша. И все-таки, даже не зная его, любой сказал бы, что этот задумчивый человек может быть только актером». Почему я привожу слова литературоведа? Потому что, мне кажется, сказанное поразительно точно характеризует мою героиню, Зинаиду Тихоновну Гурову, заслуженную артистку Российской Федерации. Пора бы уже обозначить вехи её необыкновенной судьбы.
«У Гуровых посредственностей не бывает», − довольно бурчал когда-то Михаил Митрофанович, дед Зиночки, воспитывавший её до второго класса. Суровым был человеком. Испытал на своей шкуре Колыму, вернулся оттуда без одного глаза. За провинности (например, за тройку по арифметике) наказывал внучку, ставя в угол на рисовую кукурузу. У девчонки коленки в кровь, но ни слёз, ни просьб о прощении. Ну, и характерец! Казачка, кубанская! Родилась в станице Удобная на реке Уруп (левый приток Кубани) на юге Краснодарского края (недалеко Абхазия и Карачай). Красивейшие места, над которыми сияет величественный Эльбрус. Вольнолюбие, смелость и упорство впитала с детских, «не пряничных», послевоенных лет Зиночка Гурова. Но жить с дедом и неродной бабушкой ей пришлось недолго. Мама увезла будущую актрису и ее старшую сестру (кстати, тоже ставшую артисткой) в далёкую Сибирь.
Листаю небольшую книжицу «Сто первая роль Зинаиды Гуровой», приобретённую удачным образом перед спектаклем «Эдит Пиаф». На нём я побывала 27 марта, пожелав усилить своё, и без того яркое впечатление, от актерской работы одной из волгоградских легенд. В последнее время мне везёт на знакомство с ними. Только что работала над очерком о художнике Викторе Лосеве, и вот, новая интересная встреча. Видимо истинное богатство, хочется верить, что не единственное, нашего города − неординарные личности, ведь и его история, и подвиг Сталинграда легендарны. О волгоградской актрисе пишет ростовский автор, прозаик, поэт, публицист Пряжников Александр Владимирович. Книга вышла в свет в 2012 году небольшим тиражом в «Издателе». Заманчиво теперь подглядывать и подслушивать, о чем шелестят её лощеные страницы, во время моего повествования о создательнице особенного Театра в Волгограде.
Но несколько слов о постановке «Эдит Пиаф». Этот спектакль − воспоминания Виктора Легентова, версия Олега Скивко, талантливейшего режиссёра (с 2004 года сотрудничает с Зинаидой Гуровой), окончившего Самарскую академию культуры и искусств, курс А. Золотухина. Монолог-биография о сложной и трагической судьбе французской певицы, парижского воробышка из бедного городского квартала… Её любовные романы, смерть малышки-дочери, одиночество, взлеты, боль и болезнь… Волгоградская актриса грациозна в «маленьком» чёрном платье и в туфельках на каблучках. Лёгким облачком парит над сценой шарф из белого шифона… Артистка мастерски перевоплощается в каждый из нескольких образов: будь то акробат Гассион, отец Эдит, владелец кабаре Луи Лепле, друг Эдит Пиаф Раймон Ассо… Быстрый естественный переход с помощью смены голоса, интонации, четких жестов и природной пластичности. Взгляд красивых выразительных глаз Зинаиды Гуровой добавляет спектаклю чувственности и яркости.
В саге о жизни, отданной музыке и зрителям, звучат фонограммы песен в исполнении Пиаф. Думаю, равнодушных в зале ДК Профсоюзов в этот вечер не было, ведь розы от поклонников таланта, расцветшие в руках актрисы по окончании действа, не умеют льстить. Кстати, среди зрителей встретила своих знакомых − профессора-филолога Василия Ивановича Супруна и его супругу Дарью. Отрадно, что их тоже заманили в театр «зрачки малеванных афиш». Хотя, мне показалось, что последних, больших и красочных зазывал на спектакли Гуровой, в городе мало, если не сказать, что нет совсем. Зато бойко работает реклама заезжих звёзд разной величины, улыбающихся нам со стендов и баннеров. Однако, вернёмся к биографии героини эссе.
Холодный край, не южный, а вьюжный… После кубанского тепла семье Зиночки Гуровой пришлось привыкать к морозам и снегу. Дочери росли без отца, мать болела. Во многом помогали отзывчивые сибиряки, крепкий и добросердечный народ. Зинаиду устроили в школу-интернат № 1 в Омске. Там жилось, конечно, по-всякому. «У Христа за пазухой» – это не про интернатских детей. Но о детстве всегда вспоминается светло, каким бы оно ни было. Училась на «отлично», занималась спортом: летом – легкая атлетика, зимой – лыжи. Мечтала стать лётчицей, врачом или учительницей. Но встретив однажды девушку, которая, занимаясь в ДОСААФ, и курила, и ругалась, Зина разочаровывается вдруг в лётной профессии… Начинает учиться вышиванию, посещает хор, детскую оперу, балетный класс, с замиранием души смотрит спектакли. «Была всеядной», − говорила сама о себе актриса, вспоминая быстроногие годы. А ещё шутила, что Сибирь закалила её, только вот морозцем слегка пристукнула, потому, мол, и не выросла высокой. Улыбчивая, приятная в общении, женщина за словом в карман не лезет, умеет пошутить и чётко выразить своё мнение. Ей всегда есть о чём рассказать.
В пятнадцать лет она поступает в драматическую студию при театре в Омске. Подает только заявление, без документов, и проходит успешно все три тура. Читала «Слово о полку Игореве», крыловскую «Свинью под дубом» и монолог Чацкого. Кстати, басню выучила однажды в школе на переменке за 4 минуты, так как забыла подготовить домашнее задание. Такая цепкая память − прекрасное качество для профессии, которую выбрала наша героиня. Когда члены комиссии поняли, что юная абитуриентка не закончила школу, Зина пообещала им доучиться в вечернюю смену. И для неё сделали исключение.
Так удачно началось её восхождение на театральный Эверест. А вершины были далеко-высоко, подъём тяжел и рискован, легко голове вскружиться, ноге оступиться. Но казачий характер с сибирским уклоном (гремучая смесь), настойчивость, уверенность в выбранном пути придавали силы, вели к успеху. Вся жизнь Гуровой будет сплошной учёбой и стремлением совершенствоваться на актерской стезе. Суровый кубанский казак Михаил Митрофанович, наверняка, спокоен на Небесах, такой внучкой, умницей и красавицей, можно гордиться.
А ещё педагоги… С ними очень везло Зинаиде Гуровой всегда и везде. Их славные имена она вспоминает до сих пор и благодарна им за полученные профессиональные навыки и науку жизни. Первыми наставниками стали признанные мастера сцены: режиссер, заслуженный деятель искусств Владимир Соколов –– по мастерству актера и народная артистка СССР Таисия Найдёнова — по сценической речи. Но, конечно, же одними прекрасными учителями не обойтись, если тебя Бог в темя не поцеловал, если сам не ставишь задачу и не держишь высокую планку. А в моей героине удивительным образом сошлись все эти составляющие.
Студию, в которой занималась Зина, в своё время окончили такие знаменитые актеры, как Михаил Ульянов, Владислав Дворжецкий. Отучившись в ней, Гурова работает в Омском музыкальном театре по приглашению его художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств Виктора Лаврова. Трёх девчонок принял он в хор, но предупредил, что они должны будут участвовать во всём: и роли исполнять, и в массовке в балете выходить. Юные артистки были заняты с утра до вечера. А Зинаида ещё и, без отрыва от работы, поступает учиться в Омское музыкальное училище им. Шабалина по классу вокала и хорового дирижирования.
На своих первых подмостках она прошла ещё одну школу − школу театра. За десять лет ею было сыграно немало разноплановых ролей: Тани Юнкоровой в спектакле «Пакет из Африки» В. Баснера, Зиночки в «Севастопольском вальсе» И. Дунаевского, лирической Мари и острохарактерной Брунгильды в оперетте «Москва-Париж-Москва» В. Мурадели и других. В то же время у неё не было даже признаков звёздности, лишь стремление − работать и учиться, учиться дальше, всему и много, будто хотела доказать и другим, и сама себе, что способна на большее.
Завершив в Омске профессиональное образование, Гурова выдерживает конкурс в стажерскую группу Московского государственного театра оперетты. Но прослужит там всего лишь полгода. Устав от скитаний по съемным углам, вернётся в Сибирь для решения вопроса с квартирой. Приехав с труппой на гастроли в Казахстан, когда в Караганде открывался новый музыкальный театр, неожиданно примет предложение остаться там работать – почему бы и нет? Получит интересные роли. Но то ли не судьба, то ли организм не свыкся с местными климатическими условиями – уедет на Волгу. И зазвучит голос талантливой актрисы уже в Саратовском театре.
На музыкальной сцене Зинаида Гурова убедительно, зажигательно сыграла множество ярких ролей: это Пепита в «Вольном ветре» И. Дунаевского и в нем же – рассудительная Мона (полярные роли в вокальном диапазоне), глупая Злючка и добрая Золушка в спектакле Е. Шварца «Золушка», Лотта («Мой безумный брат» Г. Цабадзе), Вика Шумилова («Требуется героиня» В. Баснера»), Стаси («Сильва» И. Кальмана), Анита («Поцелуй Чаниты» Ю. Милютина) и другие. За живость, талант и малый росточек коллеги, любя, называли её Шмыгой. Сравнение с выдающейся актрисой оперетты (пусть даже в шутку) было лестно для моей героини.
Да, Бог не обидел внешностью, щедро одарил, наградил великой работоспособностью, глубиною чувств эту женщину. Все замечательные качества, как сказочный цветок, раскрылись на сценах музыкальных и драматических театров в спектаклях классического и современного репертуара, в самых разных жанрах. Не смотря на частые переезды и перемены в жизни, а, может, и благодаря им, Зинаида Гурова сформировалась как удивительная творческая личность, мастерство росло пропорционально количеству сыгранных ролей. Зря актеров критикуют за неусидчивый характер. Путешествуя по стране, они познают её. Их толкает в путь желание расти. Природная наблюдательность за разными сторонами жизни, за людскими судьбами и поступками, воспоминания детства и юности, личный, не заимствованный, опыт и собственные шишки – всё помогало актрисе в работе. На новом месте она всегда тосковала о прежних ролях, а, играя драму, скучала по музыке… Однако, успевала Гурова не только лицедействовать, но и замуж выходить. Первый муж – дирижер, с ним помотались по театрам, второй − сталинградец, заслуженный работник культуры РФ, Алексей Петрович Трофимов, большая любовь с первого взгляда, душа в душу прожили 37 лет. Жизнь – большой театр…
Были в биографии артистки и необычные подмостки в необычном городе Арзамас-16 (с 1995 года Саров)… «Место же есть сие весьма прекрасно, на горе состоящее и, яко в вертограде некоем, глубочайшими лесами от всех четырех стран ограждено…» – говорил о Саровской пу́стыни ее основатель иеромонах Исаакий (в схиме Иоанн). Географическое расположение Сарова сыграло огромную роль в его судьбе. В Российской империи там находился монастырь, в котором молился православный святой Серафим Саровский (1778 – 1833 гг.). В советское время городской «достопримечательностью» становится Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, вбиравший в себя лучшие светлые умы. А в здании бывшей церкви Серафима Саровского в 1949 году открылся Драматический театр со своими оркестром, хором, балетом. В закрытом городе, служащем охранным щитом нашей огромной когда-то страны, СССР, актриса проведёт 7,5 прекрасных, насыщенных творчеством, лет. Публика драмтеатра будет жаждать встреч с артисткой и рукоплескать ей. Там же Бог пошлёт Зинаиде Гуровой сына Дениса.
А в 1981 году она опять станет абитуриенткой, теперь уже Ярославского
Театрального института имени Фёдора Волкова. И вновь ей повезёт с наставником. Попадет на курс к народному артисту СССР, лауреату Сталинской премии Фирсу Ефимовичу Шишигину, открывшему когда-то актёрские таланты нашего земляка Ивана Лапикова, Иннокентия Смоктуновского и Леонида Броневого. Лидирующая на своём курсе студентка сдаст экстерном экзамен за второй год обучения и перейдет сразу на третий. А в 1985-м году окончит институт, созданный когда-то Ф. Шишигиным. Педагог, увы, в том же году уйдёт в иной мир, но навсегда останется в благодарной памяти Зинаиды Гуровой.
Для актрисы, по её словам, самыми значимыми стали такие роли, как властолюбивая Клементина в пьесе «Забыть Герострата» Г. Горина, коварная леди Мильфорд в драме «Коварство и любовь» И.Ф. Шиллера, изящная, комедийная Прюнетта из «Французских водевилей» Э. Лабиша, бунтующая Параша в «Горячем сердце» А. Островского, экстравагантная, неожиданная по решению характера Диана – «Брак по-итальянски» Эдуардо де Филиппо; своенравная Варька – «Муж и жена снимут комнату» М. Рощина; глубоко драматическая, со сложной судьбой Полина в «Фальшивой монете» и Василиса «На дне» Максима Горького, одного из самых любимых артисткой авторов пьес. Только по нему немало ролей сыграно Гуровой.
В 1983 году актрису пригласили в Волгоградский драматический театр, где её способности заметили преподаватели сценической речи из Школы-студии МХАТ, приглашенные в город на Волге для занятий с актерами. По совету профессора Ольги Юльевны Фрид Зинаида Тихоновна поступает учиться во Всесоюзную лабораторию по сценической речи при Союзе театральных деятелей под руководством лучших педагогов школы-студии МХАТ. Именно там моя героиня получает мастер-класс замечательного актера Сергея Юрского, впитывает опыт английской, немецкой и американской школ, выдающихся звёзд Голливуда. Через пять лет ей вручат свидетельство, дающее право преподавать сценическую речь в театре или в театральном учебном заведении. «В его речи не слышно культурных предков», – цитировала слова Немировича о Молчалине профессор Анна Николаевна Петрова. «Для того чтобы речь состоялась, для того чтобы человек мог выразить себя, выразить персонаж, выразить автора, он должен наращивать культурных предков. Он должен полюбить слово, он должен научиться им пользоваться. Он должен научиться работать образами, потому что речь – это образ, потому что диалог – это обмен образами действительности, это не обмен самими словами», – говорила педагог школы-студии МХАТ. И зрители могли убедиться, что в речи их любимой актрисы Зинаиды Гуровой «слышны культурные предки».
Она продолжает играть в Театре им. Горького и за 5 лет исполняет 13 ролей первого плана: Лауру в «Даме сердца прежде всего» автора Кальдерона, Марью Петровну в пьесе Соловьёва-Островского «Дикарка», Марию в «Марии Тюдор» Виктора Гюго, Веру в «Звезде немого кино» В. Володарского, Хапугину в музыкальном спектакле «Старик-Хоттабыч», докторшу в «Майдане на дне песчаной пади» Э. Калоча, Валю в «Авантюристке» Э. Брагинского. Даже отрицательные персонажи, такие, как Советница («Бригадир» Д. Фонвизина), в её исполнении сильны. Артистка − пылкий борец с мещанством и пошлостью на художественном фронте.
Главные достоинства героини моего повествования – чудный голос, великолепная дикция, богатая оттенками интонации, музыкальность и фонтанирующий темперамент. Лиричная и обаятельная актриса, глубоко правдивая и понятная зрителям, сыграла около 100 ролей в театрах страны − на сценах музыкальных и драматических театров Омска, Саратова, Москвы, Арзамас-16, Караганды, Волгограда. И копилка ролей значительно пополнилась бы, ведь поднимать зрителя к высотам истинного искусства – призвание моей героини, но…
1 сентября 1988 года по решению исполкома областного Совета народных депутатов труппа волгоградского драматического театра имени Горького была расформирована. Актёры оказались на перепутье, как богатыри на Руси, гадавшие перед былинным камнем: налево пойдешь − коня потеряешь, направо пойдешь − жизнь потеряешь, прямо пойдешь − жив будешь… Коня у Гуровой не было, жить и работать хотелось, и пошла она прямо. Любовь к театру, накопленный бесценный творческий опыт и неуемная натура (кто-то метко сравнил актрису с ядерным реактором), казачий норов не позволили Зинаиде Тихоновне уйти из профессии. После закрытия театра она получила распределение в филармонию, которую вскоре тоже закроют… Фактически это означало быть предоставленной самой себе. Но артистка не растворилась во времени и пространстве, не потерялась. Боясь творческой смерти, решилась на невозможное, как тогда многим, порою и ей тоже, казалось, – создание собственного театра.
В 1989 году в Волгограде появился Театр одного актера. Открылся он спектаклем «Святая правда» по дневникам и стихам большого русского поэта Анны Ахматовой, свидетельницы смены эпох, пережившей две мировые войны, революцию и блокаду Ленинграда. Эта удивительная женщина, легенда, загадка, говорила о себе, что родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого и Эйфелевой башней. «Почему Ахматова?» − многие спрашивали Гурову. Видимо, поэзия Серебряного века, невероятный патриотизм поэтессы были близки актрисе, а пример великой сильной личности помогал выстоять ей самой в нелёгкие времена.
«Ахматову» сразу полюбила публика. Постановка привлекла внимание и волгоградского дирижера Эдуарда Серова. Он предложил Зинаиде Тихоновне создать совместную программу − чтение «Реквиема» Анны Ахматовой под музыку ленинградского композитора Бориса Тищенко в сопровождении симфонического оркестра. Эта композиция в России была исполнена впервые, именно, в Волгограде артисткой Гуровой, которая только за год успела создать две поэтические программы и два моноспектакля. Выбрав сложнейшую ипостась сценического ремесла, она начала писать инсценировки, выступая и автором, и исполнителем одновременно. В Театре одного актера начал формироваться новый список разноликих ролей, прожитых «в честном поединке» со зрителем.
Первое время очень помогали мхатовские коллеги, уважающие волгоградскую актрису, верящие в её талант и затею. Совместно с ними создавались спектакли, имеющие успех. Один из примеров такого сотрудничества − Григорий Яковлевич Гоберник, народный артист России, театральный композитор, режиссер, создатель молодёжного театра «Глобус» в Новосибирске, педагог ГИТИСа. В союзе с актрисой они создали спектакль «Театр – любовь моя», после которого Гурова почувствовала себя окрылённой, окончательно уверовав в правильность выбранного пути.
В жанре моноспектакля выступали Михаил Козаков , Сергей Юрский, Леонид Филатов, Алиса Фрейндлих, Валероий Золотухин и другие известные актеры. Но это считалось не основной их профессией, а лишь реализацией дополнительных творческих возможностей. Театр же Гуровой первым в стране получил официальный статус. Компания Государственное бюджетное учреждение культуры «Волгоградский государственный «театр одного актера» была зарегистрирована 13 января 1992 года. Трофимова Зинаида Тихоновна являлась художественным руководителем, а учредителем — Комитет культуры Волгоградской области.
«Святая правда» (на стихи А. Ахматовой), «Душа поэта» (на стихи и письма М. Цветаевой), «Материнское поле» (по произведениям Б. Брехта, Ч. Айтматова и писем немецких солдат), «Душечка» (по произведениям А. Чехова, В. Шекспира, О. Мандельштама, Н. Теффи)), «Недоступное счастье» (М. Шолохова), «Светлые души» (по произведениям В.М. Шукшина), «Старосветская любовь» (по повести Н. Гоголя), «Руслан и Людмила» (по поэме А.С. Пушкина), «Цвет вишни» (по пьесе А.П. Чехова), «Агафья Тихоновна» (пьеса Александра Володина по мотивам Н. Гоголя), «Похвала глупости» (по произведениям Эразма Роттердамского), «Моя Россия» (постановка З. Трофимовой по произведениям русской и советской классики), «Страсти-мордасти» (по мотивам рассказов М. Горького) и другие спектакли. За 31 год (а 2021-ый год – уже 32-ой сезон) в Театре одного актера было поставлено и сыграно около 30 оригинальных моноспектаклей, разных по жанру и стилю, по произведениям русской, советской и зарубежной литературы и по смелым задумкам самой Гуровой.
Богата география гастролей этого Театра. Он, умещаясь в нескольких чемоданах, исколесил почти всю нашу страну и был за её пределами. Его единственную актрису знают жители городов и весей Волгоградской области и Краснодарского края. Спектакли с громким успехом проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Вроцлаве (Польша), Севастополе, Баку, Перми. Почитатели таланта моей героини есть везде, где она побывала: в Украине, Белоруссии, Калмыкии, Болгарии, Чехии. 12 раз Зинаида Гурова достойно представляла Россию на Международных фестивалях. Артистка выступала и в школах, и в высших учебных заведениях. Проводила благотворительные концерты в армейских частях, на кораблях, в колонии для заключенных. Во время непростых событий, связанных с Карабахом, не побоялась побывать со спектаклями в беспокойном Баку. И пушки привычно молчали, когда говорила Муза…
Актриса старается не отставать от времени, потому всегда актуальна и интересна каждому – и элитному зрителю, завсегдатаю театральных залов, и простому человеку, не избалованному посещениями последних. Секрет ее творческого долголетия и успеха – искренняя любовь к людям, пришедшим на спектакль, и к своей профессии. Всякий монолог у неё превращается в диалог с сидящими в зале. Подвижница русской классики в современном мире, несущая на вытянутых ладошках литературу, музыку – духовность!
Зинаида Гурова – неоднократный лауреат и дипломант различных фестивалей, назову несколько из них: Международный фестиваль театров одного актера в Болгарском городе Бургас под весёлым названием «Чемодан» (премия за спектакль «Театр – любовь моя», номинация «За лучшую женскую роль») 1990; фестиваль моноспектаклей «В начале было слово…» в Перми («Мадам Маргарита») 1994; III Международный фестиваль спектаклей театров одного актера в Москве («Материнское поле») 1994; лауреат международного фестиваля спектаклей театров одного актера во Вроцлаве (Польша) за спектакль «Старосветская любовь» 2007; дипломант международного фестиваля «Мария» в Киеве в 2010г. за спектакль «Душечка» и − дипломант Международного фестиваля театров одного актера в Москве 2011г. за этот же спектакль; на фестивале «Минская весна» в 2004 году актриса отмечена дипломами министерства культуры Республики Беларусь и высшей наградой «Хрустальная павлинка» и так далее.
Долго можно перечислять награды и звания, которые нашли волгоградскую артистку. Их и количество сыгранных ролей и спектаклей, а также учебных заведений, что закончила Зинаида Гурова, с лихвой хватило бы на биографии нескольких человек. Кстати, в образовательную «главу» внесу ещё один немаловажный пункт – высшие режиссерские курсы при Академии переподготовки работников культуры и искусства Министерства культуры (уже после создания Театра одного актера). Актриса строга и требовательна к себе, так как чувствует ответственность перед зрителем. Она считает, что должна быть сама на высоте, прививая людям, пришедшим на спектакль, любовь к литературе, музыке, сценическому искусству, потому и поднимает постоянно личную профессиональную планку.
Руководство региона дважды вносило её имя в президентскую энциклопедию «Лучшие сыны и дочери России». Артистка была удостоена ордена «Дружбы народов» и почётного знака «Хранитель традиций». Хранитель – замечательное звание! Но можно сказать иначе – оберег или, чисто по-женски, ласковее, – Берегиня. Ею как раз и является Зинаида Гурова, сберегающая вековые сценические традиции.
Она – инициатор, организатор и член жюри международного фестиваля «Один и все» театров одного актера, который с 2005 года несколько раз (в 2005, 2007 и 2009 годах) проводился в Волгограде и становился для нашего города значимым событием. Тогда город посетили артисты из Украины, Белоруссии, Армении, Литвы, Эстонии, Польши, Германии… Фестиваль «Один и все» вошел в европейскую сеть фестивалей одного актера под эгидой ЮНЕСКО.
Много лет зазывали зрителя в гости красочные афиши Театра Гуровой, на чьих спектаклях всегда «пьянят чужие страсти, как вино, и тайно лечат чей-то дух скорбящий».
«И вот опять оставлены дела,
Обычные заботы и раздумья.
Нас Мельпомена в гости позвала –
Владычица театра и колдунья», –
будто обо мне, отправившейся на встречу с моей героиней, вещают строки Светланы Тарусиной.
С волнением открывала двери необыкновенного волгоградского театра… Мы беседовали с Зинаидой Тихоновной в её кабинете. Там я увидела целую кипу ярких афиш, свидетелей прежней, расцветной, поры в жизни театра (теперь уже нет такой рекламы, увы). Смотрела на красивую женщину в элегантном костюме (жакет сзади с баской – по-казачьи), нарядный воротник, похожий на жабо, прическа, неброский макияж, прямая спина – осанке позавидуют юные, уверенная походка… Подумалось вдруг о том, что художественный руководитель (25 лет она им была), режиссёр и актриса в единственном лице, Зинаида Гурова – и есть Театр одного актёра. А ещё он не только роли и спектакли, но и помещение: сцена, зрительный зал, гардероб, гримёрка, туалетные комнаты. Хозяйка устроила мне увлекательную экскурсию, рассказывая о своём детище с невероятной теплотой в голосе. У матери всегда светятся глаза, когда она говорит о ребёнке.
Театр Гуровой прошел четыре этапа обитания: сценическая площадка в музее-панораме «Сталинградская битва»; восстановленный почти из руин бывший ДК УВД на улице 13 Гвардейская, ставший, к сожалению, временным приютом; аренда и снова ремонт полуразрушенного бомбоубежища по ул. Чуйкова, 3…; и, наконец, в 2011 году Зинаида Гурова получила помещение по ул. 7-ой Гвардейской дивизии, 11 в жилом доме, которое десятки лет не видело исправного содержания и обновления. Пришлось актрисе осваивать иные профессии, выступить в новом амплуа – снабженца, проектировщика, прораба, инженера по качеству, дизайнера. И все эти роли удались моей героине на славу. Ведь, если она за что-то берётся в жизни, плохо делать не умеет. Актриса работала на выезде, спектакли не прекращались, а между ними всё что-то согласовывала, чего-то добивалась, доставала, добывала, строила… Обустраивала своё гнёздышко. Каждый уголочек-закуточек вверенного ей хозяйства преобразился до неузнаваемости, включая и цокольный этаж. Если бы не поддержка, сердечная, моральная, организационная, мужа Алексея Петровича Трофимова, человека заслуженного, внесшего в культуру нашего города огромный вклад, осилила бы или нет, артистка не знает.
Но наконец в театре стало тепло, светло, чисто, красиво. Вазы с цветами, изящные банкетки с изогнутыми ножками, огромные зеркала… Как в большом храме искусства, только в уменьшенном масштабе. Камерная сцена, уютный зрительный зал с повышенной звукоизоляцией. Зинаида Тихоновна рассказывала, что здесь выступал даже громкоголосый казачий ансамбль, но жителей это не задело никак. Сиденья, стены, занавес выполнены в серо-синем цвете, данное сочетание нравится Гуровой. Мы с актрисой немного попрыгали, взойдя на сцену, притопнули каблучками разок-другой… «Не скрипит и не ходит», – с гордостью подытожила она, знающая, скольких трудов, времени, нервов и сил стоили ремонтно-созидательные работы и контроль за ними.
Показала альбом с проектной документацией, пришлось мне вспомнить о своей бывшей профессии (инженер-строитель по образованию)… «Вот здесь должен быть газон, а тут мы сажали ёлочки, но их кто-то выкопал…», – делилась Зинаида Тихоновна. И мне вдруг стало нестерпимо жаль зелёных колючих красавиц, призванных украшать вход в Театр одного актёра. Ведь, по большому счёту, участь хвойных деревцев похожа на то, что произошло с актрисой… В 2015 году Государственное бюджетное учреждение культуры «Волгоградский государственный «Театр одного актера» реорганизовали, присоединив к детской филармонии. Приходят на ум слова любимой с малолетства сказки – «была у зайца изба лубяная…» Сказка, она, конечно, ложь, да в ней намёк… Уважаю детскую самодеятельность, успехов ей и зажигательных концертов, но разве можно совместить несовместимое?! Подобное обязательно ведёт к творческим и прочим потерям.
Но не хотелось бы на грустной ноте завершать рассказ о Театре одного актера, о его талантливой создательнице. Мне и сотням российских зрителей хочется думать, что всё вернётся на круги своя (статус и самостоятельность), ведь есть же Высший разум, есть мудрость у тех, кто выносит судьбоносные решения. Чешский писатель Карел Чапек говорил: «У театра великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое». А творчество Зинаиды Гуровой богато поистине блестящим прошлым, да и настоящее многоопытно, талантливо, востребовано людьми, бесценно. Не зря же актрисе присвоили звание заслуженной артистки РФ. А в далёком декабре 2009 года 16 известных организаций, в числе которых Волгоградская академия МВД РФ, медицинская академия, Волгоградский больничный комплекс, ОАО «Лукойл», ВОУНБ имени М. Горького ходатайствовали о присвоении Зинаиде Гуровой звания Народной артистки России.
Мне кажется, нынче самое время вспомнить о том, что так и не свершилось! Тем более, и подходящий повод имеется – сразу две славные даты у любимой зрителями актрисы в 2021 году: 55 лет её театральной деятельности и личный юбилей. Кстати, родилась она 19 января, на Крещение, а это что-то да значит! Пользуясь случаем, поздравляю Зинаиду Тихоновну Гурову с юбилеями! Интересная женщина, необыкновенная судьба!.. Я читала зрительские отзывы о ней, по которым уже можно издать целую книгу. «Душечка вы наша, несравненная Зинаида Тихоновна! Ваш изумительный спектакль доставил истинное наслаждение и радость!» «Спасибо!!! Огромное!!! Спектакль незабываемый! Были с семьей, очень важно для молодежи!» «Премьера спектакля «Эдит Пиаф» была просто чумовой! Гурова талантлива и органична на сцене. Это нужно видеть!» «Зинаида Гурова переходит из образа в образ, растворяясь в одном, и вдруг возникая в другом. Переходит легко и естественно, как мы переходим улицу. Как будто плетет кружева, перебирая нити разного цвета». «Спасибо за правду, за Лушку, за наше родное живое слово. Дарите радость нашим землякам, простым казакам». Ну и так далее, в том же духе. Мне понравился неологизм одной поклонницы, она назвала актрису «обдарённой». Что такое одарённая, я знаю. А обдарённая − это, видимо, одарённая, помноженная на какое-то число или возведённая в степень.
«Вы стояли в театре, в углу, за кулисами…», − будто слышу волнующий голос кумира эстрады первой половины ХХ века Александра Вертинского, когда смотрю на свою героиню… Закулисье театра… Закулисье судьбы… Что же такое есть судьба? Всезнающий Ожегов мудрствует на страницах словаря: «Стечение обстоятельств, доля, участь». А в спектакле по мотивам рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» главная героиня устами актрисы Зинаиды Гуровой произносит фразу: «Каждый сам себе судьба». И я ей верю…
Людмила Кузнецова-Киреева,
член Союза писателей России