ВЗГЛЯД НА КЛАССИКА УТОЧНЯЕТСЯ

Просмотры 36

Памяти Юрия Манна

Фантасмагорические визиты Чичикова, на которые, как на волшебную нить, нанизаны мёртвые души… Одна из книг Юрия Манна называлась «В поисках живой души», и исследовала сакральный русский роман-поэму с истовой яркостью и истинной радостью. Ибо – хоть выводы из романа Гоголя неутешительные, наличие его в мире русском – есть праздник.

Манн показал, что «Мёртвые души» больше, чем великолепный художественный текст, они есть судьба Гоголя: они сопровождали его почти большую часть жизни, требуя такого сосредоточения сил, что на иные части их не могло уже хватить: только на фрагменты.

К тому же рай в применение к социуму, бушующему пороками, просто невозможен, колоритно высказался об этом И. Аксаков:

«Задача найти примирение и светлую сторону там, где ни то, ни другое невозможно, — в обществе, — неразрешима».

Но – Гоголь метался в жажде видеть именно живые души, среди бумаг его был лоскуток с такой записью: «Будьте живые, а не мертвые души! Единая дверь в небесное царствие — Иисус Христос! Всяк, прелазяй инуду тать есть и разбойник!..»

Колорит книги Манна своеобразен, а мысль остра, как биссектриса.

Драма и трагедия Гоголя: они показаны Манном так выпукло, что взгляд на классика уточняется: ибо сложный вопрос о соотношение религии и искусства был для Гоголя неразрешим.

Искусство вне храма?

Мы знакомы с таковым в избытке, а Гоголь хотел видеть другое.

Юрий Манн создал трёхтомный монолит «Гоголь», пожалуй, как никто другой подойдя к разгадке одного из самых таинственных русских классиков.

Но он писал разнообразно: слои текста – простые и ясные – совмещаются с периодами сложных раздумий.

В них стоит вслушаться, вчитаться.

Ещё многие, для кого Гоголь значим в жизни будут обращаться к книгам Юрия Манна, черпая в них необходимое.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

«СВЕТОВОЕ НАЧАЛО» ПОЭЗИИ А. ПАРПАРЫ

Словесная игра – однако, творимая совершенно всерьёз: игра, насчёт получившейся и нет жизни, метафизика сомнений, искры огня: Жизнь, к счастью, успокоилась. И даже Мне нравится. Особенно с утра. Лежу по-царски…

«СПАРТАК» РАФАЭЛЛО ДЖОВАНЬОЛИ

Советский мальчишка отрывается от привычной действительности, погружаясь в завораживающие слои «Спартака»: и мир, представленный книгой, настолько не соответствует реальности, что хочется её подкорректировать… Или переделать вообще. Джованьоли следовал романтической традиции.…

РЕЖИССЁР, КОТОРОМУ БЫЛ ТЕСЕН ТЕАТР

К 100-летию со дня рождения Анатолия Васильевича Эфроса «В добрый час!» В. Розова, данный в нежно-акварельных размывах надежды и световой бодрости, прозвучал в Центральном детском театре необычно – ставил А.…