К 120-летию Валерия Чкалова
Виртуоз полёта: при жизни вошедший в легенду – ещё бы – казался невероятным первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Америку…
Словно – объединительные крылья простёрлись над миром, великолепием поражая своим.
Чкалов происходил из села, из глуби народной, отец – котельщик казённых мастерских, мать домохозяйка, но умерла, когда мальчику было шесть лет, и не помнил почти, вероятно… не помнил…самую родную…
Дерзкий его характер наслаивался на своеобразие одарённостей: в школе Чкалов выделялся блеском памяти и отличными математическими способностями; он был знатным пловцом и ныряльщиком: легко переплывая Волгу, с восторгом нырял под плоты и пароходы, рискуя, не отдавая отчёта в мере риска… возможно.
В Череповецкое техническое училище отправляет его отец; однако, оно было закрыто – в связи с тяжестью времён и нехваткой преподавателей; вернувшись домой, Чкалов становится подручным молотобойца, потом кочегаром.
Томили мечты о полётах?
Или не думал тогда о них?
Двадцатые начинались.
В пятнадцать лет Чкалов впервые видит самолёт: мечта вспыхивает факелом, Чкалов едет в Нижний Новгород, и, встретив односельчанина, который работает бригадиром по сборке самолётов, поступает по совету его в Красную армию.
Но работает – слесарем-сборщиком самолётов в авиапарке, добиваясь направления на учёбу.
Он получает оное – едет в Егорьевск Московской области, учится в Теоретической школе авиации Рабоче-крестьянского красного воздушного флота РСФСР.
Первый самостоятельный полёт совершает, обучаясь, по окончании училище – согласно вектору тогдашней подготовки лётчиков, отправляется в Москву…
Дальше в Серпухове обучается в Высшей военной авиационной школе воздушной стрельбы и бомбометания.
Точное и уверенное движение к цели: холодный высверк синевато-стальной воли.
Никакие преграды и помехи не исказят жизненного пути.
…он погибнет, погибнет: став легендой, совершив множество испытательных полётов, с великолепием мастерства и опыта осуществив феноменальный беспосадочный перелёт.
Словно небо лелеет его… до поры.
Пока же идёт 1924 год: Чкалов прибывает в Ленинград для прохождения службы; как отмечалось – характером обладал спокойным, однако, что касалось полётов – тут проявлял дерзость.
Отвага сама собой разумелась.
…вот он, рискуя и играя, пролетает под мостом Равенства в Ленинграде.
Он не слишком признавал дисциплину: что кончается взрывом – военным трибуналом осуждается на год лишения свободы за дискредитацию авторитета и звания командира-бойца Красной Армии.
Год проходит.
Чкалов снова летает.
Машины подчиняются ему, как живые существа, прошедшие курс дрессуры.
Фигуры высшего пилотажа на малой высоте он исполняет во время парада, посвящённого десятилетию революции.
За два года работы в НИИ совершает более 800 полётов, осваивая технику пилотирования 30 типов самолётов.
Тяжёлый бомбардировщик, несущий на своих крыльях и фюзеляже до 5 самолётов-истребителей, испытывается им.
…Гагарин восхищался Чкаловым и считал его покровителем своим.
Чкалова переводят в запас, возвращают, он – своеобразный рыцарь авиации, равно – символ бесстрашия и мастерства.
Перелёт, совершённый им, играя рекордными данными, потрясает тогдашнее человечество.
Не сразу получил разрешение на оный, но, привыкший добиваться своего, и тут пробил все преграды – и упорство оказалось оправданным.
И он – погиб: погиб, чтобы остаться навсегда – и в истории авиации, и в истории вообще; равно – в истории человеческого бесстрашия и мужества, которые составляют отдельные, блистательные страницы.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик