К 210-летию Рихарда Вагнера

Семья была велика, отец служил в полиции, дед был таможенным чиновником… Почему именно из этой семьи вышел творец германского музыкально-философского эпоса Рихард Вагнер: не объяснит никто, ибо дух дышит, где хочет…

Впрочем, отчим композитора (отец умер рано) был актёром, вероятно, под его влиянием Рихард начинает изучать гроздья гармонии достаточно рано, постигая те тайны, что были предназначены только для него.

Вагнер рассматривал свою музыку синтетически: как соединение звуковой лавины и философской бездны: воплотившейся для него в древнегерманском пантеоне, в звучащих мощно, отливающих льдом, насыщенных звуками Валгаллы сказаниях.

Вагнер писал статьи: и своё кредо формулировал в афористической манере; он писал и о том, что подлинная свобода человека есть восстановление связей с природой; он писал и о музыкальной свободе высказывания, считая музыкальную драму высшей формой выразительности.

…кажется странным порой, что Вагнер не создал Фауста: вечный алхимик, возжаждавший земных наслаждений, подходит, казалось бы, идеально композитору-философу.

Вагнер врывался в жизнь мощно: как его музыка входила в пласты и пространства истории; он знакомится с М. Бакуниным, участвуя в Дрезденском майском восстании, а после поражения оного бежит в Цюрих, где пишет либретто к тетралогии «Кольцо Нибелунгов»…

Благосклонность Людвига II – утончённого ценителя высот прекрасного, короля, не слишком монтировавшегося с жизнью и властью – даёт Вагнеру возможность спокойно работать и безбедно существовать.

…комизм «Нюрнбергских мейстерзингеров» своеобразно параллелен «Тангейзеру», где центром сил становится певческий турнир…

Ганс Сакс – неутомимый шутник, острослов, бичующий пороки – блистательно входит в реальность «Нюрнбергских мейстерзингеров», и — перекликается с нашей действительностью, требующей повышенного сарказма.

Вагнер реформирует оперу, увеличивая её возможности до музыкальной драмы, где идеи завязываются в тугие узлы, по-иному освещая человеческую историю.

Она – данная через миф – становится многослойной: и через один слой словно просвечивает другой, и каждый требует особого внимания.

Звук Вагнера!

Эта льющаяся, великолепная мощь, отсвечивающая метафизическим золотом и серебряной подлинностью!

Мнится, Вагнеру – в чём-то не хватало органа – ибо этот царственный инструмент, как никакой другой, столько сплетает различного в звуковом своём могуществе.

Создание музыкальной драмы стало целью жизни композитора; отдельные её элементы воплотились в ранних опусах: «Летучем голландце», «Тангейзере», «Лоэнгрине»; а пиковое воплощение прослеживается в тетралогии «Кольцо Нибелунгов», «Тристане и Изольде»; идеи, воплощённые в вагнеровских статьях, отличаются алмазной чёткостью грани – мысли, обосновывающей необходимость именно музыкальной драмы.

…Альберих завладевает золотом Рейна.

Вотану удаётся похитить у него золотое кольцо, дающее воплощение власти и беспредельное богатство.

Карлик, произносящий страшное проклятие.

Зигфрид, не ведающий страха: только так можно вернуть мистическое злато.

Вальхалла, метафизически возникающая на заднем плане: впрочем – планы смещаются, параллели и меридианы духовных миров пересекаются, и фантазия Вагнера, дико и пряно цветущая, превращает реальность в условность.

В невероятном калейдоскопе духа и плоти мешаются герои, магия, древнегерманский пантеон разрастается до размеров всеобщности, и звук, ликуя и поднимаясь в запредельные выси, невероятен: красотою своего объёма.

В классической опере Верди и Россини отдельные номера, как арии, например, делят единое музыкальное пространство на фрагменты: Вагнер избегает этого, предпочтя сквозные музыкально-драматические сцены, перетекающие одна в другую

Гроздь действия и звука, полная соком трагизма.

Но и – величия жизни.

Вагнер придавал исключительное значение оркестровке, а шире – симфонизму: сравнивая оркестр с античным хором, своеобразно комментирующим происходящее, проявляющим скрытые смыслы.

В поздних операх (в «Тристане и Изольде», например) композитор сводит внешнее действие к минимуму, наполняя пространство произведения психологической плотностью: предельного объёма.

Тональность, словно эстафету принятую композитором у венских классиков, он чрезвычайно расширил; развитая им система лейтмотивов, коротких музыкальных характеристик, является суммарной психологической оснасткой громовых опер.

Его символизм мистичен: ключом к пониманию оного служит унивёрсум суммы драм: мечта о тотальной музыке воплощена ими.

Недолгое, хотя и интенсивное увлечение буддизмом, отразилось своеобразно на построение «Тристана и Изольды», где словно сквозь внешнее просвечивает мистическое: сущностно и определяющее жизнь.

Литературное и философское наследие Вагнера перекликается с главенствующей музыкой: так, написанная в условиях общественного пессимизма и неверия в возможности улучшения социума статья «Искусство и революций» полна молодым задором.

Он верил в революцию.

Возможно, полагал, что через музыку, пропитывающее общество, придёт обновление последнего…

Теория и история искусства исследовались им с тою же обстоятельностью, с которою творились музыкальные драмы.

Слава Вагнера бушевала, как его оперы.

В Росси его пропагандировал А. Серов, который был с Вагнером дружен; русский классик Римский-Корсаков, критиковавший Вагнера, очевидно испытал его влияние в плане гармонии; о нём писал музыкальный критик Г. Ларош; вагнеровские мотивы можно расслышать в творчестве А. Рубинштейна и А. Скрябина…

Он стоит особняком с истории мировой музыки – Рихард Вагнер.

Его неистовость и тотальность, его стремительные мысли и невероятные оперы, его Вальхалла и таинственные персонажи – всё смешивается в невиданную алхимию звука, смысла, метафизики: и соединение такое, казалось бы, действительно должно изменить  общество…

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here