К 85-летию Юрия Власова
Поворотные моменты в истории человечества могут проявляться по-разному, и Юрий Власов, подняв в Риме в толчке 202,5 килограмма, изменил представление о силовых, мускульных возможностях человека: ибо существовала уверенность, что более двух центнеров человек поднять не может…
1
Власов – человек, свершающий путь: путь сложен, над ним сияет солнце, и звёзды роняют своё серебро в его недра…
…в одной из книг Власов писал, что спорт был нужен ему ради дальнейшей свободной возможности заниматься литературой.
С 1959 года Власов публикует очерки и рассказы: многие из них посвящены спорту: туго сделанные, будто мускульная сила занята у грандиозной атлетики, они показывают взлёты и провалы: сияние белого мгновения (именно так называется одна из повестей Власова), и жёсткие муки разочарования: в том числе после проигрыша.
Графика, кажется, ближе Власову, чем живопись: тем не менее, многие его повествования воспринимаются именно через призму цвета; и сила преодоления, столь известная тяжелоатлету, заложена в них в достаточной мере.
Потом была книга «Справедливость силы», где автобиография, данная крупно, без прикрас сочетается с историческим исследованием атлетики, рассматриваемой со многих сторон; и тут уже больше живопись, нежели графика.
Умная сила: так ощущается при соприкосновении с книгами Власова: набирающими масштаб в соответствие с возрастом и многим пудами солевого опыта.
…пылает «Огненный крест» — историческая исповедь, яростное повествование, изъятое из недр революционных времён: трёхтомник бушует языками огня, которые и выстраивают панорамы, о каких – без использования пламенеющей субстанции – вряд ли написать.
…христианское прорастает в книги Власова исподволь, постепенно окрашивая их сильнее и сильнее; и вот световые кристаллы как будто звучат во многих главах «Огненного креста»: звучат лучением… всё той же умной силы, о которой думаешь, когда размышляешь о могучем человеке, плотно и сильно свершающим свой путь.
2
Путь должен быть труден, ибо только преодоление способно выявить лучевую суть человека: то основополагающее в нём, что поднимает к высотам духа (даже учитывая неопределённость глобального этого понятия).
Власть силы – читается уже в фамилии знаменитого тяжелоатлета, ставшего писателем; но – силы умной, той, о которой он напишет сложную по мысли и жёсткую, графически чёткую по стилистическому построению книгу «Справедливость силы».
…считалось, что человек не может превзойти двухсоткилограммовый рубеж: не поднять ему такую глыбу веса, кости не выдержит, позвоночник рассыплется; и когда Ю. Власов в Риме взял в толчке 202,5 килограмма, он оказался не только спортивным триумфатором, но и героем, расширяющим представление человека о собственных возможностях.
…нечто от античного героя (романтизированного, разумеется) было во Власове того периода: красота и грациозность сочетались с титанической силой, перехваченной определённым изяществом.
Рассказы и очерки Власова стали появляться в печати с конца пятидесятых годов; позже, в одной из книг своих он напишет, что спорт для него был своеобразным трамплином – для прыжка в литературу…
Ибо гуманитарные сокровища и спортивные достижения кажутся разнополярными явлениями.
Рассказы Власова о спорте выдержаны в сухой и точной манере фиксации реальности – и вместе живописны внутри собственных кладовых…
Чётко видно – никаких размывов: вот американский тяжелоатлет, именуемый президентом силы, проигравший в первый раз; он – блюститель режима – пьёт и пьёт в кабаках, понимая, что дальнейшего развития карьеры не будет.
Спортивные соревнования, входящие в объектив различных повествований, освещены волшебным фонарём опыта, и мир спорта, показанный изнутри, раскрывается миром ярко плещущих и блещущих страстей, где радость заходит на поле трагедии и наоборот.
Монументальный труд Власова – «Огненный крест»: историческая исповедь, пламень революции, исследуемый с пристрастием – отчего выводы спорны весьма, что не отменяет уважения к автору, решившемуся на такое исследование.
В различных сочинениях Власова много соли: той, что определяет сущность жизни, но есть и пепел: вероятно, слишком страстная натура не может оставаться в пределах привычных рамок; но что бы ни писал Власов – всегда книги его есть акт преодоления низового ради высокого, и в этом их сила…
3
Мощь человека-атлета, казалось бы, противоречит лиризму любого отлива, тем не менее, ранние рассказы и повести Ю. Власова именно лиричны.
Они исполнены в акварельной технике письма, с лёгкими водяными разводами: когда между абзацами мерцает много воздуха (родственной воде стихии), и персонажи и ситуации дышат естественностью жизнью, из недр которой и изъяты замечательные произведения.
Человек в спорте, страсти густой плотности, связанные с этой темой сильно отображены во многих ранних произведениях Власова, и то, как он трактует образы людей, то, как живописует различные ситуации, говорит именно о мощной лирической струе его таланта.
Разумеется, в них много о преодоление: себя в большей степени, чем грядущего веса; но в них и много природы: человека в оной, взаимосвязанности субстанций; и жизнь – плещущая и блещущая – широко наполняет каждый абзац художественного текста.
Власов тяготеет к эпосу: к глобальному осмыслению истории; в отдельных частях своей эпопеи жизни – к осмыслению истории спорта; так, в книге «Справедливость силы» дана своеобразная история тяжёлой атлетике – и на личном опыте, и на опыте исторического знания.
Конечно, такие книги, как «Великий передел», или «Временщики» — это иного рода мощь; но именно раннее в литературном творчестве Власова – этого президента умной силы, установившего рекорды, менявшие представление человека о его возможностях – наиболее нежно и лирично: несмотря на никуда не уходящий волевой, силовой напор; и именно страницы его ранних повестей и рассказов выявляют грани его огромной личности особо: камерно, отчасти нежно…
Такие люди, как Юрий Власов – со всеми их сомнениями, заблуждениями, даже провалами в пустоты ложных идей – есть движители общечеловеческого вектора – наиболее правильного из всех, ибо солнце совести – помимо многокрасочной одарённости – освещает их путь, заставляя даже в заблуждениях находить отблески истины.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик