К 75-летию Николая Бурляева
Он появился в кино так рано, как мало кому удаётся: в курсовой работе Андрея Кончаловского «Мальчик и голубь» Николай Бурляев исполняет свою роль, потом, по рекомендации того же Кончаловского, А. Тарковский снимает его в своём первом фильме «Иваново детство»…
…подросток, лишённый детства, и ставший солдатом; а сам актёр вспоминает, что играл в фильме не столько себя, сколько… мысли Тарковского…
Чего не скажешь о роли Бориски в «Андрее Рублёве», где самостоятельность молодого актёра, его серьёзная сосредоточенность поражают.
Тут мерцает глубина: вероятно, не свойственная людям того времени: но… что делать – нам уже никогда не представить их…
Естественность и пластика, неповторимость голосовых интонаций и динамика внутреннего развития мальчика, вершащего значительный взрослый труд, исполнены впечатляюще; и краски, пролитые Бурляевым в чёрно-белый фильм, яркие, будто занятые у радуги…духа.
Бурляев также рано становится и театральным актёром: уже в 14 лет он играет у Завадского…
…очень ранний старт: кажется – энергии могло бы не хватить.
Её хватило, однако, с избытком – и на множество ролей, и на общественную деятельность…
…вот Иешуа из сакрального булгаковского романа, вот он – словно сотканный из субстанции света, и вместе предельно земной…
Вот поручик Лермонтов: большелобый, угрюмый, самопогружённый: какие бездны и миры он созерцает?
Мы узнаем только частично: из грандиозного лермонтовского наследия.
…а вот – Иван Фёдорович Шпонька: забавный, вполне ничтожный, совершенно заурядный, так точно очерченный актёром, как был выхвачен Гоголем из глобальной плазмы жизни.
Или, скажем, Тютчев: не слишком интересующийся земным признанием, гениальный поэт, вполне равнодушно относившийся к собственной гениальности (мало таких примеров)…
И всюду у Николая Бурляева – острота красок, сочность жеста, выверенность каждого действия…
Подлинность актёрского дарования и мастерства: проявившиеся с отроческих лет.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик