Олег Лекманов, «Русская поэзия в 1913 году». Издательство «Восточная книга», 2014 год.
Маленькая красная книжица, вышедшая в далёком уже 14-м году в небольшом академическом издательстве, могла бы стать тем самым вороном Ноя для ковчега русского окололитературного нон-фикшн. В любом случае, колоссальный потенциал жанра виден отчётливо.
За последние десять-пятнадцать лет полтора десятка ЖЗЛ-книг о писателях стали литературными событиями. Филология и литературоведение же остаются уделом немногих — зачастую книги того же НЛО сложно воспринимать неподготовленному читателю. Но подвижки уже есть, что доказал тот же Олег Лекманов со товарищи: прошлогодний триумф книги о Венедикте Ерофееве это убедительно доказывает. Ведь «Посторонний» — не только про биографию, но и про литературный анализ. Неплохие тиражи книг некоторых литературных критиков и обозревателей тоже говорят о том, что интерес к серьёзному разговору о литературе возрос. Главное — не спугнуть.
Спрос на традиционные писательские биографии, разумеется, сохранится. Но можно пойти и другой дорогой — через жанровое новаторство или синтез жанров.
А теперь о книге «Русская поэзия в 1913 году».
Автор — через книги, газеты, журналы — показывает нам мир поэзии предвоенного года. Причём Олег Лекманов приводит не только стихи признанных мастеров, но и тексты среднего ряда, и стихи любителей, и графоманские вирши. Это как сейчас сделать выборку (наверное, многотомную) современной поэзии — из признанных лауреатов, толстых журналов, рэп-текстов, провинциальной самодеятельности и даже самого страшного и хтонического — сайта «Стихи.ру». И поразиться тому, как много общего в тематике и интонации у всех этих, казалось бы, несовместимых явлений.
Модерновые традиции, эксперименты — пожалуйста. И ещё из интересного — в текстах невозбранно появляются свежие «гаджеты и инновации». Авто, трамваи, телефоны, авиация и футбол — даже у вневременного Мандельштама многое из этого появляется в стихах. Удивительно — в текстах современных авторов с большей вероятностью встретишь ланиты, сусеки и пенаты, нежели айпад или барбершоп.
А если и встретишь — то в брюзгливо-ироническом контексте. Бирюльки бездуховные, мол. У поэтов 1913-го года всё не так — они могут тревожиться, но больше легко принимают, а то и приветствуют всяческий прогресс.
И ещё — Олег Лекманов замечательно пренебрегает «первой главой диплома», обязательным для таких книг подробным экскурсом в общий быт и жизнь страны тринадцатого года, да и «высокой» литературной жизни почти не касается. Про это есть множество исследований, и разбавлять «водой» книгу о поэзии 13-го года, натурально, незачем.
Дерзну предположить — это очень перспективное направление. Интересно (и при этом со знанием дела) написать о деревьях в творчестве Тютчева (с экскурсами в дендросимволику), сделать обзор на «космическую» тему в позднесоветской поэзии, разбить антологии на годы, подтемы, смешать со смежными и не очень дисциплинами, выбрать неочевидный угол зрения без чрезмерного наукообразия — вот один из адекватных путей развития не только литературоведения, но и всей «нехудожки» целиком.
В завершение не откажу себе в удовольствии и процитирую несколько любительских стихотворений 13-го года, приведённых Олегом Лекмановым в книге. Как ни странно, они не вызывают раздражения или сарказма — скорее, добрую улыбку:
«И ряд ненужных, лживых фраз.
Из скунса пышный воротник
К щеке его кой-где приник,
Пленяя мой уставший глаз».
«И народ, лишённый инициативы,
Наклонился долу, как колосья нивы».
«Я шайки атаман!!
Но мирным хочу быть,
Пришёл к вам в ресторан,
Чтобы выпить, закусить».
«Среди родных полей
И шума городского
Никогда мне не забыть
Тебя, о море голубого».
Иван Родионов,
поэт, эссеист, литературный критик