К 50-летию фильма «Офицеры»
Картины революционного Петрограда; военные действия в Средней Азии: захватывающие и таинственные; взросление сына офицера, с отроческих лет имеющего прекрасный пример перед глазами; чёрная боль, сталь и соль Великой Второй мировой: «Офицеры» сделаны с тою мерой жизненной правды и художественного мастерства, что невозможно оторваться и сейчас – полвека спустя.
Полвека: за которые страна успела пройти фазу цветения, наиболее спокойной жизни, несправедливо обозванную «застоем», фазу высочайшего культурного производства во всех мыслимых областях – от фундаментальной науки до поэзии, от космических разработок, до…спорта; а потом – катастрофически погибнуть: уйти под бездну метафизических вод гигантской современной Атлантидой…
Страна ушла, оставив многое, очень многое – из лучшего, высшего – и фильм «Офицеры» из этого числа.
Казалось – его ждали: именно такой – мужественный и нежный, героический и прозаический, трепетный и вибрирующий подлинностью таких тяжёлых судеб.
Обаяние Ланового было чрезмерно: нельзя не влюбиться.
Мастерство Юматова, прелесть Покровской, всё данное суммой, песня, летящая…как будто над фильмом: почти над страной, не ожидавшей краха, представляющегося сейчас смесью преступления и катастрофы.
Фильм жил: и миллионы зрителей проживали его, проживали благодарно, радостно, получая прекрасные порции тепла и света.
Фильм пел честь, совесть, долг – то, что сейчас, в недрах змеиного, прагматично-эгоистического времени, загнано в щели действительности, поскольку героями стали бандиты и спекулянты…
С бандитами пятьдесят лет назад боролись.
Спекулянтов сажали – и правильно делали: нет более смрадной области деятельности.
А фильм жил: изливаясь великолепной плазмой подлинности в действительность, воспевая то, что следует воспевать, предлагая такую нежную историю судеб, что дух захватывало…
Он живёт и сейчас, и, пересматривая его, стоит задуматься о многом.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик