Мрачная музыка Блока близка к понятию совершенства, но смысл этой музыки рождает страшные ощущения: «Всё будет так…»

Краткое стихотворения, сияющее жемчужной синевой, перламутром запредельности: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…»

Провинциальная загогулина видна: вечно кривые заборы, улица, муторно упирающаяся в тупик, или – срывающаяся в бездну оврага, заполненного всякой бытовой дрянью, вдруг кто вылезет?

Жуткое одиночество:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Не видел выхода вообще?

Есть ли наблюдатель потустороннего пейзажа, вливающегося в душу набором столь знакомых, и так жёстко данных картин?

Мрачная музыка заставляет искать другую.

А вдруг в окне аптеке мелькнёт старый, пожилой хозяин?

Вдруг мне не пройти по этой улице?

Лучше игра Сведенборга, сулившего за жизнью продолжение, слишком похожее на всё предыдущее.

Впрочем: ведь девушка поёт в церковном хоре, ведь она поёт так, что завораживает, и то, что никто не придёт назад стирается в мозгу, ведь здесь музыка – осиянная:

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у Царских Врат,

Причастный Тайнам,- плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Ведь причастным тайным может быть только ребёнок, ибо – будьте, как дети.

Лучше – будем, как солнце: будем ли?

Блок не верил, ощущая запредельные пространства, вглядываясь и вслушиваясь, сопоставляя с нашими, путешествуя по запрещённым живому мирам, из которых черпал страшные – если посмотреть в альфу корня – образы.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here