Батурина Татьяна Михайловна. Привычка возвращения весны: веяния и странствия/ Татьяна Батурина. — Волгоград: ГКУ ВО ЦИМТО, 2021. — 192 с.
Кто ответит, в какой момент литературной жизни современное произведение становится классикой? Вероятно, это зависит от маршрутов литературной навигации, от состояния читательского сообщества. На мой взгляд, не маловажным является отношение писателя к самобытным текстам и языку – как национальному достоянию.
С чего начинается для читателя новая, ещё не познанная книга? Критики, будьте снисходительны, для меня – с тактильных ощущений. И, конечно, взгляд на обложку. Ведь важно, в какой одёжке встречает тебя сборник-новобранец. Давайте знакомиться!
Фиолетово-бирюзовая обложка, матовая, тёплая на ощупь, доверительно касается ладоней. В оформлении этой книги использованы живописные работы волгоградского художника Анатолия Михайлова. «Одёжка», безусловно, под стать названию книги: «Привычка возвращения весны: веяния и странствия». Автор – Татьяна Батурина.
Что ж, друзья, приглашаю вас вместе со мной открыть книгу. Не сомневаюсь, что мы в очередной раз насладимся родниковой водой русского стихотворчества.
НА МОСКВЕ
Станиславу Куняеву
Вся заоблачная сень –
Певчий свет Московской крыти:
Строю рифмы третий день,
А четвёртому не быти,
Как не стать иной Москве:
Не по чину златоглавой
Усмиряться чуждой славой,
Чудовской служить тоске!
Русь стоит не на песке –
Хоть златом! –
На колоске
На пшеничном, на ржаном
(Настоящем золотом!)
Да на древностной Москве –
На поставе на земном:
И без брани, и без брави
Крепок Кремль Московской прави
Под Святым Крестом.
Выстраивая поэтические миры по собственные лекалам, Татьяна Батурина не уводит читателя в эскапизм, прочь от обыденной реальности, в древне-забытое прошлое или заоблачные выси. Погружаясь в чтение, мы ощущаем себя здесь и сейчас. Но в то же время автор не даёт читателю опуститься до стихотворной конкретики. Сборник современен и своевременен, насыщен особой атмосферой и мелодикой речи.
ПРИВЫЧКА ВОЗВРАЩЕНИЯ ВЕСНЫ
Талый ветер теребит палисады,
Дни ясны, и красны, и гласны:
Ах, как любо сиянье рассады
В ненаглядных оконцах весны!
Полелеять бы прихоть вселенску –
Стиховую весеннюю нить:
Отвести от окна занавеску
И устами к устам говорить…
Казалось бы, 55 лет творческой деятельности, а у Батуриной – «Привычка возвращения весны». Отрадно…
Произведения Татьяны Михайловны давно и прочно занимают свою нишу в литературе. Их особенность – попытка подвигнуть читателя обратиться к историческим корням, задуматься о глубинном значении веры, рассказать, о чём хлопочет, заботится поэтесса. И о чём молчит:
ПРОЗНАНИЕ
О чём молчу – не важно боле
Ни стихотворцу, ни бомжу:
Одно, поди, топочем поле
Житья-бытья…
Но я брожу
Не вдоль садов и огородов –
Прозреньем всходов и исходов
Времён,
прознанием мольбы
О непогибели народов
Единорусовой судьбы…
Неслучайные стихи. Созданы они в 2021 году, как и добрая четверть всего содержания нового сборника. Стихотворения ранее написанные (в разное время и в разных городах) и вошедшие в книгу – результат творческой работы, нового взгляда через призму времени. Прочитывая строку за строкой, читатель не только наблюдает за героиней – он путешествует из края в край необъятного Отечества нашего, из страны в страну, как путешественник. Но это не вояж перекати-поля. А духовно-наполненное состояние паломника.
Поэтессе хорошо известно это состояние. Член Союза писателей России, кандидат филологических наук, лауреат литературной Всероссийской премии «Сталинград» Татьяна Батурина является обладательницей наградного знака администрации Волгоградской области «Хранитель традиций», на протяжении ряда лет была автором и режиссёром телевизионной духовно-нравственной программы «Свеча», организатором паломнических поездок по святым местам.
ИОАНН ЗЛАТОУСТ В СКИФИИ
Во время оно скифы и туман
Скитались по нехоженому млеку
Земли,
и к ним явился Иоанн
И жертвенник восставил на телегу.
Телега стала храмом со крестом
Спасения, а кони-дни несутся,
Во млеке звёзд пасутся, ржут о том,
Что ничему былому не вернуться.
Однако Златоустый Иоанн
Всё меряет пешочком время оно,
Чтоб мой живот, старинный мой талан –
Ну то есть дом – не вымер беззаконно…
Веяния, странствия… Иерусалим и Каир, Кабул и побережье Адриатического моря, Ашхабад и Стамбул – десятки различных адресов у строк, написанных пером и талантом поэта. Адреса стихотворений разные, но стезя общая: поиск гармонии, вера в любовь, нравственные идеалы.
КНИГА БЫТИЯ
О многом забываю в простоте,
Любя в судьбе троящуюся точку,
Но всякий раз к незримой бересте
Писец незримый приживляет строчку.
Привьётся иль отторгнется привой?
Одно из двух, но – выспеет до сердца
Чистейшей Иордановой листвой
Под солнечным приглядом Сердцеведца…
Мир велик! А образ Святой Руси всеобъемлющ. Множество стихотворений сборника написано в творческих поездках по ближним и дальним уголкам России. Сильно древо корнями… Идут слова от сердца об отчем доме и малой родине автора (и моей!) – Бекетовке.
Санкт-Петербург, Сергиев Посад, Даниловка, Переславль-Залесский, Псковское озеро – здесь родились строки-размышления поэта о своём предназначении, о писательском труде. Читателю, думаю, будут интересны стихи «длиною» в несколько лет. Примером может послужить стихотворение «Черновики-беловики», где в качестве эпиграфа приведены слова Николая Рубцова: «Черны мои черновики…»
ЧЕРНОВИКИ-БЕЛОВИКИ
Не оттого ль черны черновики,
Что так чисты движения руки:
Ведь ей дано, про душу не солгав,
Не пряча слово в узенький рукав,
Явить на свет зелёный взор строки…
Не от земли ли вы, черновики?
Не оттого ль белы беловики,
Что в чёрный прах истёрты башмаки,
И так босым не терпится ногам
Пройтись по райским шёлковым лугам,
Где не страшны ни кочки, ни пеньки…
Не от небес ли вы, беловики?
Быловеки…
Шагая вослед лирической героине, перейдя книжный «перевал», можно встретить внезапное: нотный лист. И словно лёгкий, майский ветерок вспорхнёт к вашей груди прямо со страницы. Это дань автора Светлой памяти композитора Ивана Ковнир-Полтавского.
Посвящение и стихотворение, ставшее Стольной песней «Я других не прошу никого», музыку которой написал уважаемый поэтессой композитор.
Веяния, странствия… Не только по городам и весям, но во времени. Странствия по судьбе. Последнее стихотворение в монографии, написанное в Крыму, в 2002 году, ставит точку в данном издании, очередном детище Татьяны Батуриной. Всего четыре строки. Возможно, оно покажется кому-то философским или печально-тревожным. Ведь в нём столько «горечи». Выстрадать, но выстоять…
В ГОРНОМ МОНАСТЫРЕ
Каждый день молитвенный и горький…
Пахнет воском камень радонит…
Можжевельник, якобы не горний,
Высочайшей горечью поит…
Но это не речь затворника в конце пути. Здесь лишь остановка, откровенный разговор с самим собой и начало новых странствий.
Вообще, эту книгу интересно (и полезно!) читать от последней страницы к началу. Много удивительных вещей, непостижимых ранее оттенков бытия откроется внутреннему взору вдумчивого читателя.
Вступительная статья принадлежит перу доктора филологических наук, профессора ВолГУ О. А. Горбань. В ней дан удивительно тонкий и многомерный анализ нового издания. Запомнились строки, которые, на мой взгляд, высветили суть и саму идею авторского замысла: «В стихах – ощущение весны. Весна – это молодость… // Это надежды. Это Русь, где «Талый ветр теребит палисады». Это Пасха, светлее которой Праздника нету. Всюду веет весенний ветер. Пространство в стихах неотделимо от времени, а будущее – от прошлого».
Людмила Зиновьева,
главный библиотекарь Волгоградской Центральной городской библиотеки имени Маргариты Агашиной
Справка «Отчего края»:
ЗИНОВЬЕВА Людмила Борисовна – поэт, главный библиотекарь Волгоградской Центральной городской библиотеки имени Маргариты Агашиной, член Союза военных писателей «Воинское содружество». Родилась в 1965 году. Живёт в Волгограде. Публиковалась в журналах «Отчий край», «Верхний Дон», многих коллективных сборниках. Автор книг стихов «Притяжение облаков», «Земля поющих родников», «Отрада моя». Лауреат фестиваля «Высоцкий на Волге», дипломант Царицынского Александро-Невского международного православного фестиваля культуры, языка и журналистики.