Словесная роскошь, напоминающая изобилие фламандской живописи, вряд ли Маяковскому, обладавшему своеобразным живописным даром, была близкой. Ведь он – из футуризма, из будущего; он – с неизвестной планеты, потому и говорит так: что всем захотелось подражать…

«Облако в штанах», как протуберанцы – солнце, выбрасывает метафоры и эпитеты такой яркости и необычности, что меняется весь лад поэзии.

С какой мощью кидалось в лицо миру:

Вашу мысль,

мечтающую на размягченном мозгу,

как выжиревший лакей на засаленной кушетке,

буду дразнить об окровавленный сердца лоскут;

досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.

Впрочем, отнюдь не издевательством над современным ему социумом жива поэма: она жива высотой:

Вселенная спит,

положив на лапу

с клещами звезд огромное ухо.

Маяковский – словно колосс, упирающийся главой в небо, или перерастающий его, уходящий в те пределы, откуда и льются на землю творческие возможности; и земные творцы, оставляя наследие своё, живя среди людей, учат их по-другому видеть, слышать, чувствовать.

…и нежностью – всесокрущающей нежностью живо «Облако в штанах»: такое огромное, такое компактное, такое одинокое, что чувствуешь вибрации космоса, какими жил поэт.

За всех – для всех глаголится «Флейта-позвоночника»:

За всех вас,

которые нравились или нравятся,

хранимых иконами у души в пещере,

как чашу вина в застольной здравице,

подъемлю стихами наполненный череп.

Тут же, сначала мелькает мысль о самоубийстве: страшная мысль: будто нет места поэту на земле, в недрах вращения юлы юдоли…

Он словно разрывал себя, отменив чернила ради использования живой крови; он точно разрубал собственный позвоночник: ради дела слова, предельной его выразительности; он писал пульсациями времени и века, и век слышал его, как мало кого…

Пуля — ритм.

Рифма — огонь из здания в здание.

150 000 000 говорят губами моими.

Ротационкой шагов

в булыжном верже площадей

напечатано это издание.

Кто спросит луну?

Кто солнце к ответу притянет —

чего

ночи и дни чини́те!?

Кто назовет земли гениального автора?

Так

и этой

моей

поэмы

никто не сочинитель.

И идея одна у нее —

сиять в настающее завтра.

Он – в настоящем, вечно уходящем моментально: слишком скор поезд; он остановил это настоящее – и размашисто отправил его в завтра, завернув в глобальные листы своих сияющих поэм.

Он грохочет: «Люблю»!

Только тем жива жизнь, и не должно быть вот так:

Обыкновенно так

Любовь любому рожденному дадена, —

но между служб,

доходов

и прочего

со дня на́ день

очерствевает сердечная почва.

Густая почва Маяковского не очерствеет никогда: из неё рождается новое и новое…

Кажется – его поэмы продолжают все времена, и растут они, уходя выше и выше.

Революция им принята – полностью; поэмы наливаются соком и кровью социальности: «Рассказ о Климе…», «Сказка про купцову нацию…», «Летающий пролетарий»…

Тот же размах: и – ощущение величия вновь рождающегося языка.

Тяжёлой поступью пройдут ритмы «Владимира Ильича Ленина»…

Взовьётся последний литературный документ: «Во весь голос».

Уважаемые

товарищи потомки!

Роясь

в сегодняшнем

окаменевшем г…,

наших дней изучая потемки,

вы,

возможно,

спросите и обо мне.

Не просто спросят, а будут знать – знать: всегда, даже те, кто вовсе не читает стихов, не умеет, не дано чувствовать вибрации поэзии: самые совершенные вибрации языка…

И сто томов партийных книжек Маяковского продолжают изливать волны света в самую гущу людей.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here