Вот уж – дебютировал, так дебютировал! После публикации стихотворения Саши Чёрного «Чепуха», лёгкого, живым шампанским иронии пенящегося, журнал «Зритель» закрыли…

Трепов — мягче сатаны,

Дурново — с талантом,

Нам свободы не нужны,

А рейтузы с кантом.

Сослан Нейдгарт в рудники,

С ним Курлов туда же,

И за старые грехи –

Алексеев даже…

…есть литературная дата рождения Саши Чёрного: 27 ноября 1905 года…

Есть дата фейерверкного возникновения лучшего сатирического и иронического поэта, в сущности – сатирического метафизика русского поэтического слова.

Лучшего?

Но степень оного не измерить, нет шкалы, и, тем не менее, Александр Гликберг, превратившийся в Сашу Чёрного, представляется именно таковым.

…разветвлено и глубоко проникая в обыденную философию человека, он делал рифмованные выводы, поражавшие точностью и отсвечивающие вечной сутью людской породы:

Моя жена — наседка,

Мой сын, увы, эсер,

Моя сестра — кадетка,

Мой дворник — старовер.

Кухарка — монархистка,

Аристократ — свояк,

Мамаша — анархистка,

А я — я просто так…

Дочурка-гимназистка

(Всего ей десять лет),

И та социалистка, —

Таков уж нынче свет!

Этот… почти гамлетианский монолог обывателя завершается выкриком в пространство:

Молю тебя, Создатель

(Совсем я не шучу),

Я русский обыватель —

Я просто жить хочу!

…ведь бушевала где-то, когда-то битва при Лепанто, ведь Сервантесу там оторвало руку, ещё не знавшему, что он – Сервантес, — а у нас?

У нас так:

Где событья нашей жизни,

Кроме насморка и блох?

Мы давно живем, как слизни,

В нищете случайных крох.

Спим и хнычем. В виде спорта,

Не волнуясь, не любя,

Ищем бога, ищем черта,

Потеряв самих себя.

Противопоставляются – натянутыми нервами проводов бытия – величие книг и ничтожность бытования на земле, в сером цвете обыденности, в крохах крох…

Поэт касается всех сторон жизни: в том числе иронизирует – и ирония едка, как щёлочь, над литературной жизнью: превознесением мелкого, малозначительного, вялой вознёй в сиюминутности:

Разобрали детально Кубышкина,

Том шестой и восьмой Кочерыжкина,

Альманах «Обгорелый фитиль»,

Поворот к реализму Поплавкина

И значенье статьи Бородавкина

«О влиянье желудка на стиль»…

Блеск исполнения подчёркивает шуршащую страницами мелочь, непроизвольно вызывая ассоциации, вычерчивая параллели: Кубышкин-Водолазкин, Кочерыжкин-Быков, Поплавкин-Акунин…

Можно и Бородавкина сыскать…

Вечный круговорот…

Уют милейшей сценки, прорисованной детально, показывает – сквозь тюль обыденности бытия — всю ничтожность жизни, начисленной человеку, как срок, от которого освобождает только смерть:

Ревет сынок. Побит за двойку с плюсом,

Жена на локоны взяла последний рубль,

Супруг, убитый лавочкой и флюсом,

Подсчитывает месячную убыль.

Кряхтят на счетах жалкие копейки:

Покупка зонтика и дров пробила брешь,

А розовый капот из бумазейки

Бросает в пот склонившуюся плешь.

Густа ли ирония?

О, здесь субстанция сострадания проступает: властно и сильно, остаётся впитывать её, постигая…

Тип учёного дурака выписан виртуозно:

Ослу образованье дали.

Он стал умней? Едва ли.

Но раньше, как осел,

Он просто чушь порол,

А нынче — ах злодей —

Он, с важностью педанта,

При каждой глупости своей

Ссылается на Канта.

И – сколь понятно, что многознание не есть ум, столь очевидно, насколько – на все времена — прав Саша Чёрный.

Космические панорамы кармического бытия выстраивал Саша Чёрный, великолепно играя стихом – играя совершенно всерьёз, почти смертельно, разя в самое сердце, подспудно призывая меняться, не быть ни Читателем, обсуждающим пустоту, ни ослом, начитавшимся Канта, ни обывателем – прорастать в метафизические небеса из мелочной заданности.

Он целил смехом, как острым и горьким бальзамом; и вместе — была необыкновенная сладость в его совершенных, таких лёгких, столь ясных созвучиях; и чудесные фейерверки его стихов продолжают работать — и будут работать в любой жизни, ибо пошлость и глупость, карьеризм и обыденность, будучи… чуть ли не страшнее грехов, сколь ни вытаскивай их на жгучий свет подлинного солнца, остаются живы – пока живо человечество…

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here