К 130-летию Владимира Маяковского

Трубы небесные загрохотали, меняя панораму небесного звука: родился Маяковский…

…родился, кормили соскою, вырос, загремел, меняя лад русского стиха, ворвался самой революцией в поля художественного слова, загрохотал: и окнами роста, ниспровергая несправедливость, готовый растерзать буржуазную жадность…

Вот и жизнь прошла, как прошли Азорские – острова…

Она никогда не пройдёт – жизнь Маяковского – сотрясателя основ, тяжело ступавшего по облакам, и мерившего шагами землю: писал на ходу, километры лестниц своих блистательных должен был выхаживать: писать не любил…

Закипал ранний Маяковский: эстетствующий, насмешничающий, ещё не соприкасавшийся с пролетарием: будь он летающий, или нет…

«Мною опять славословятся мужчины, залежанные, как больница, и женщины, истрепанные, как пословица».

Можно так.

Можно – упрятать облако, уминая в размерах до земного феномена, в штаны: дабы пошло оно, подбоченясь Маяковским, пошагало – в века…

Века – родные ему: как сотрясают основы человеческого бытия, так и он сотрясал основы родной речи, со времён Пушкина не ведавший таких изменений.

Совершенно неважно, как сам Маяковский относился к Пушкину, и куда он его там собирался сбросить, неистово играя.

Ведь играл всю жизнь: но если в карты, или казино – развлекаясь, то в остальное – смертельно всерьёз.

И о самоубийстве писал только он, Цветаева, Есенин…

Хотя и остаётся за бортом – было ли самоубийство самоубийством.

Вата снег.

Мальчишка шёл по вате.

Вата в золоте —

чего уж пошловатей?!

Но такая грусть,

что стой

и грустью ранься!

Расплывайся в процыганенном романсе.

Насквозь пробивает нежностью и страхом – участь мальчишки, живописанная в поэме «Про это».

Насквозь, и – овеянная шёлком нежности, стальной какой-то, Маяковской нежности: его, горлана, могущего мять железо языка, разрывать его сталь…

Громады окон РОСТА: мерзкорожии буржуи, жадно жрущие земной шар, огненно-красные рабочие, не получавшие своего куска от мирового каравая…

Огненные лестницы стихов полыхают – и за реестрами рисунков: таких же неистовых, как всё, что закипало вокруг Маяковского.

Он – Маяк: на свет полетели многие поэты, и очень талантливые, используя его манеру рифмовать, ритмику, образ даже…

Сельвинский, Слуцкий, Мартынов, Самойлов…

Они были бы совершенно другими, когда бы не Маяковский, поделившийся огнём, солью и порохом опыта со столькими…

…рифма истрепалась – если бы Маяковский не начал поиск путей обогащения, сейчас в России был бы сплошной верлибр.

Его сарказм убийственен: странно, как остались пошлость и мещанство после пьес, сокрушающих оные явления.

В рост века был: опережающий его, современник всем векам: бронзово глядящий с постамента на одной из главных площадей Москвы, знавший о своей сакральной участи великого поэта, жреца языка, космического пришельца, призванного обновить весь поэтический лад русской речи.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here