По воле какого-то полиграфического чиновника при издании книг стали писать в аннотации: «Текст непосредственный». Имеется, видимо, в виду, что человек сам является автором книги, как определяет словарь: «лично причастный к кому-, чему-либо, не имеющий посредников», а также «осуществляемый без посредников или промежуточных звеньев». Но богатый русский язык почти не имеет слов с одним значением, всегда стремится придать слову новую семантику или её оттенки, расширить возможности его употребления. Вот и у прилагательного непосредственный появилось значение «непринуждённый, откровенный, естественный». Бюрократическая прихоть оказалась удивительно к месту: именно откровенными и естественными является стихи, помещённые Натальей Барышниковой в третью книгу «Соты», входящую в состав её трёхкнижия.
В этой книге ощущается зрелость автора, чётко выражены её мысли о смысле жизни, о вечном, о молитве, о Господе. Мне нравится стихотворение из этого сборника «Благовещение»:
Хватало солнца, тепла хватало
На каждый праздник, на каждый купол.
И весть благая во всём светала,
И благодарность дарили губы –
Как будто звали, как будто знали,
Откуда будут колосья литься.
И снег в колено, но не весна ли –
На ясном небе сияют птицы.
Благая весть о Господе встречается во многих стихотворениях этого сборника:
Мы были немного люди,
Мы были немного кисти,
Мы были немного память,
Господи, о Тебе.
Наутро вернутся птицы,
Неся на крыльях посланья.
Мы птицам оставим хлеба
Под окнами наших высот.
И будет радостно здесь.
И будет одно желанье,
Чтоб нас не покинул Тот,
Кто снова придёт и спасёт.
Наталья Барышникова полагает, что лучшее для человека время:
Лишь бы ребёнок не плакал
И был бы утешен Бог.
Не всегда эта мысль эксплицирована, часто она присутствует в подтексте, должна пониматься читателем одной с поэтом культуры и мировосприятия. Одним из талантливых произведений Натальи Барышниковой для меня стал короткий стих:
Ходит по окнам оса,
За окнами небеса,
За небесами миры,
Где мы.
За нами свет и радость –
Всё, что осталось.
Поэт живёт в бесконечном пространстве поэзии, поэтому Наталья Владимировна постоянно общается со своими предшественниками:
Сегодня мы с Пушкиным в парке шептались
О том, кто был искренней, кто был лукавей.
Близок поэтессе Даниил Иванович Хармс-Ювачёв (1905-1942). Вероятно, муха, ударившая в лоб господина Дернятина и игумена Мириноса II, о которой писал Хармс, послужила стимулом к написанию стихотворения:
Дело — к осени! И мухи по Хармсу!
Не по Хармсу муки. А дело – к осени.
Наталья Барышникова редко посвящает свои стихи близким и знакомым. В первой книжке было стихотворение, посвящённое мужу Роману Назарову, были в двух сборниках посвящения Любе Никоновой. Но одно посвящение заставляет вспомнить талантливого волгоградского поэта Леонида Витальевича Шевченко (1972-2002), трагически погибшего в 30-летнем возрасте…
В чёрный свитер облачённый
Плачет мальчик-заключённый.
Под высокими вратами
Старец мается годами.
Ангел входит в мир иной
С человеческой виной.
И Господь, потупив взор,
Оставляет в доме сор.
Наталья Владимировна хорошо знает творчества Леонида, её стих перекликается со многими строчками Шевченко, например, с этими:
Темно у меня в карантине,
Так чёрные шторы вполне
Решили, что в тёмной картине
Остаться фонарщиком мне.
Фонарь ли, свеча ли, простынка,
Но поздно менять амплуа.
Трещала, трещала пластинка,
И ангельская игла
Тянула с поверхности звуки,
Их вместе подняв к потолку.
Ломалась. Обычные муки.
И чашки лежат на боку.
У времени странный порядок:
Вперёд забегая, молчать,
Когда наступает упадок
И можно пространство качать.
Перекличкой с повестью «Фрэдина-вредина» из предшествующей книжки стали строчки:
Они не узнают, что Фрэд проводит,
Махнёт хвостом уходящей маршрутке,
Шуганёт ворон и вернётся пить кофе
Утренний. Поскребётся лапой…
(«Что ни утро, украденное у службы…»).
В автобиографии поэтесса говорит о своём «двойном гражданстве» –Москве и Волгограде. Московская тема отражается топонимами: «Мчится Яуза то глубже, то веселей» («А вода идёт, и птицы-утки шутят…»), «Булыжник влажный на Арбате» («Ресниц расплющенная тень…»), «Голубеют на Ходынке / Юных мальчиков глаза» («А отсюда, из глубинки…»), находящаяся в Лосиноостровском районе улица Малыгина («По улице Малыгина идут бахилы…»). Москва подразумевается также в лексеме столица, встречающейся в нескольких произведениях: «Многоглавая столица поднимается с креста» («Уважаемые люди выходили из себя…»).
Все мы в своё время зачитывались «Мастером и Маргаритой» Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940) и помнили, какие события последовали после того, как «Аннушка уже разлила масло». Поэтесса вспоминает про «качество масла спешащей Анюты» («Здравствуй, забытая богом столица…»).
Но память о родном Волгограде и Волге-матушке постоянно присутствует в творчестве Натальи Владимировны: «Будет прописка под Волгоградом» («Чтоб не сломаться и во избежание…»), «В эту ночь утешает Волга <…> Он вернулся на берег Волги» («Вспоминаешь степного волка…»). А ещё Волга становится символом большого количества людей, толпы: «Людей – набежали – широкая Волга» («Угрюмая вечность, как борода…»). Признаками родного юга стали переспелый абрикос («Два стихотворения»), арбузный мёд («Ты мог стрелу легко заправить в лук…»), мало знакомые московским жителям. Одним из любимых стихотворений поэтессы является «По-крещенски морозно везде…», не зря она его включила в автобиографию сразу после рассказа о маме и папе:
По-крещенски морозно везде.
Сипло движется локомотив.
И охрипла кукушка в гнезде,
Колыбельный кукуя мотив.
Впереди благодатные дни.
Гонят волны по Волге весну.
Мы с тобой долго в доме одни,
Долгожданно отходим ко сну.
По ресницам скользнёт благодать
Безголосою тенью октав,
И кукушка затеет читать
Нам железнодорожный устав.
Отдалённо промчат поезда,
Оглушённые всхлипом птенцов.
Мне приснятся святые места,
Мамин голос и вкус леденцов.
Третья книжка Натальи Владимировны Барышниковой «Соты» тесно связана с двумя предшествующими. Некоторые любимые автором стихи, опубликованные ранее, вошли в неё. Нашли продолжение темы, затронутые в двух первых книжках трёхкнижия. Были и абсолютно новые мысли и отражающие их строки, которые свидетельствуют о творческом росте поэтессы. Но чтобы услышать авторский голос во всей полноте, надо прочитать все три поэтические книги. Наталья Барышникова находится на подъёме, впереди новые вершины. Пожелаем ей вдохновения, творческой радости и её реализации в талантливых стихотворениях.
Василий Супрун,
доктор филологических наук