По воле какого-то полиграфического чиновника при издании книг стали писать в аннотации: «Текст непосредственный». Имеется, видимо, в виду, что человек сам является автором книги, как определяет словарь: «лично причастный к кому-, чему-либо, не имеющий посредников», а также «осуществляемый без посредников или промежуточных звеньев». Но богатый русский язык почти не имеет слов с одним значением, всегда стремится придать слову новую семантику или её оттенки, расширить возможности его употребления. Вот и у прилагательного непосредственный появилось значение «непринуждённый, откровенный, естественный». Бюрократическая прихоть оказалась удивительно к месту: именно откровенными и естественными является стихи, помещённые Натальей Барышниковой в третью книгу «Соты», входящую в состав её трёхкнижия.

В этой книге ощущается зрелость автора, чётко выражены её мысли о смысле жизни, о вечном, о молитве, о Господе. Мне нравится стихотворение из этого сборника «Благовещение»:

Хватало солнца, тепла хватало

На каждый праздник, на каждый купол.

И весть благая во всём светала,

И благодарность дарили губы –

Как будто звали, как будто знали,

Откуда будут колосья литься.

И снег в колено, но не весна ли –

На ясном небе сияют птицы.

Благая весть о Господе встречается во многих стихотворениях этого сборника:

Мы были немного люди,

Мы были немного кисти,

Мы были немного память,

Господи, о Тебе.

Наутро вернутся птицы,

Неся на крыльях посланья.

Мы птицам оставим хлеба

Под окнами наших высот.

И будет радостно здесь.

И будет одно желанье,

Чтоб нас не покинул Тот,

Кто снова придёт и спасёт.

Наталья Барышникова полагает, что лучшее для человека время:

Лишь бы ребёнок не плакал

И был бы утешен Бог.

Не всегда эта мысль эксплицирована, часто она присутствует в подтексте, должна пониматься читателем одной с поэтом культуры и мировосприятия. Одним из талантливых произведений Натальи Барышниковой для меня стал короткий стих:

Ходит по окнам оса,

За окнами небеса,

За небесами миры,

Где мы.

За нами свет и радость –

Всё, что осталось.

Поэт живёт в бесконечном пространстве поэзии, поэтому Наталья Владимировна постоянно общается со своими предшественниками:

Сегодня мы с Пушкиным в парке шептались

О том, кто был искренней, кто был лукавей.

Близок поэтессе Даниил Иванович Хармс-Ювачёв (1905-1942). Вероятно, муха, ударившая в лоб господина Дернятина и игумена Мириноса II, о которой писал Хармс, послужила стимулом к написанию стихотворения:

Дело — к осени! И мухи по Хармсу!

Не по Хармсу муки. А дело – к осени.

Наталья Барышникова редко посвящает свои стихи близким и знакомым. В первой книжке было стихотворение, посвящённое мужу Роману Назарову, были в двух сборниках посвящения Любе Никоновой. Но одно посвящение заставляет вспомнить талантливого волгоградского поэта Леонида Витальевича Шевченко (1972-2002), трагически погибшего в 30-летнем возрасте…

В чёрный свитер облачённый

Плачет мальчик-заключённый.

Под высокими вратами

Старец мается годами.

Ангел входит в мир иной

С человеческой виной.

И Господь, потупив взор,

Оставляет в доме сор.

Наталья Владимировна хорошо знает творчества Леонида, её стих перекликается со многими строчками Шевченко, например, с этими:

Темно у меня в карантине,

Так чёрные шторы вполне

Решили, что в тёмной картине

Остаться фонарщиком мне.

Фонарь ли, свеча ли, простынка,

Но поздно менять амплуа.

Трещала, трещала пластинка,

И ангельская игла

Тянула с поверхности звуки,

Их вместе подняв к потолку.

Ломалась. Обычные муки.

И чашки лежат на боку.

У времени странный порядок:

Вперёд забегая, молчать,

Когда наступает упадок

И можно пространство качать.

Перекличкой с повестью «Фрэдина-вредина» из предшествующей книжки стали строчки:

Они не узнают, что Фрэд проводит,

Махнёт хвостом уходящей маршрутке,

Шуганёт ворон и вернётся пить кофе

Утренний. Поскребётся лапой…

(«Что ни утро, украденное у службы…»).

В автобиографии поэтесса говорит о своём «двойном гражданстве» –Москве и Волгограде. Московская тема отражается топонимами: «Мчится Яуза то глубже, то веселей» («А вода идёт, и птицы-утки шутят…»), «Булыжник влажный на Арбате» («Ресниц расплющенная тень…»), «Голубеют на Ходынке / Юных мальчиков глаза» («А отсюда, из глубинки…»), находящаяся в Лосиноостровском районе улица Малыгина («По улице Малыгина идут бахилы…»). Москва подразумевается также в лексеме столица, встречающейся в нескольких произведениях: «Многоглавая столица поднимается с креста» («Уважаемые люди выходили из себя…»).

Все мы в своё время зачитывались «Мастером и Маргаритой» Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940) и помнили, какие события последовали после того, как «Аннушка уже разлила масло». Поэтесса вспоминает про «качество масла спешащей Анюты» («Здравствуй, забытая богом столица…»).

Но память о родном Волгограде и Волге-матушке постоянно присутствует в творчестве Натальи Владимировны: «Будет прописка под Волгоградом» («Чтоб не сломаться и во избежание…»), «В эту ночь утешает Волга <…> Он вернулся на берег Волги» («Вспоминаешь степного волка…»). А ещё Волга становится символом большого количества людей, толпы: «Людей – набежали – широкая Волга» («Угрюмая вечность, как борода…»). Признаками родного юга стали переспелый абрикос («Два стихотворения»), арбузный мёд («Ты мог стрелу легко заправить в лук…»), мало знакомые московским жителям. Одним из любимых стихотворений поэтессы является «По-крещенски морозно везде…», не зря она его включила в автобиографию сразу после рассказа о маме и папе:

По-крещенски морозно везде.

Сипло движется локомотив.

И охрипла кукушка в гнезде,

Колыбельный кукуя мотив.

Впереди благодатные дни.

Гонят волны по Волге весну.

Мы с тобой долго в доме одни,

Долгожданно отходим ко сну.

По ресницам скользнёт благодать

Безголосою тенью октав,

И кукушка затеет читать

Нам железнодорожный устав.

Отдалённо промчат поезда,

Оглушённые всхлипом птенцов.

Мне приснятся святые места,

Мамин голос и вкус леденцов.

Третья книжка Натальи Владимировны Барышниковой «Соты» тесно связана с двумя предшествующими. Некоторые любимые автором стихи, опубликованные ранее, вошли в неё. Нашли продолжение темы, затронутые в двух первых книжках трёхкнижия. Были и абсолютно новые мысли и отражающие их строки, которые свидетельствуют о творческом росте поэтессы. Но чтобы услышать авторский голос во всей полноте, надо прочитать все три поэтические книги. Наталья Барышникова находится на подъёме, впереди новые вершины. Пожелаем ей вдохновения, творческой радости и её реализации в талантливых стихотворениях.

Василий Супрун,

доктор филологических наук

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here