СОЛДАТСКОЕ БЕССМЕРТИЕ В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. ТВАРДОВСКОГО

Просмотры 72

Твёрдая его, солдатская, тёртая, как Тёркин, правда…

Правда, неожиданно пересекающаяся с мистическими почти моментами осмысления военной яви, подвига, жизни и смерти – в недрах войны.

Мёртвый говорит:

Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, —
Точно в пропасть с обрыва —
И ни дна ни покрышки.

За мёртвого говорит живой Твардовский, пересекая линии бытия, и  мёртвый становится вечно живым, растворившимся во всём, что живёт дальше, бушует окрест, наполненное таинственной плазмой яви:

Я — где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я — где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;

Я — где крик петушиный
На заре по росе;
Я — где ваши машины
Воздух рвут на шоссе…

Едва ли Твардовский был верующим, да и время не слишком располагало, тем не менее, память воспринимал живой, вечной субстанцией:

Мы — что кочка, что камень,
Даже глуше, темней.
Наша вечная память —
Кто завидует ей?

Нашим прахом по праву
Овладел чернозем.
Наша вечная слава —
Невеселый резон.

Трагично гудит, прорываясь в небеса величественное стихотворение.

Правда – наждак, которым проводят судьбы и обстоятельства по людским индивидуумам. Правда невыносима. Поэзия тяжела. Без неё – всё было бы невыносимей.

Не угасает Тёркин, столько тёртый в лапах войны, обретший бессмертие…

Вот они проходят – Тёркин и Твардовский, мимо кинотеатра России, мимо редакции «Нового мира».

Твардовский бы поразился, узнав насколько ныне поэзия выведена из оборота общественного внимания. Он привык к другому.

Правда, Тёркин?

Пошутит в ответ – неунывающий солдат, готовый вынести всё, чтобы ворваться в победу.

Будут ли дальнейшие победы?

…Нежностью солдата поют строки памяти матери:

И карточки им посылая
   Каких-то девчонок безвестных,
От щедрой души позволяем
   Заочно любить их невесток.

А там — за невестками — внуки…
   И вдруг назовет телеграмма
Для самой последней разлуки
   Ту старую бабушку мамой.

Простота Твардовского глубока.

Она поднимается, взяв основу у земли и жизни, в небосклон русского слова: сакральный этот небосклон…

Глубок и звук его – отчасти таинственный, он возвышает душу, даруя мгновения счастья.

Легко ветвятся стихи – даже будучи трагическими в корне; легко струятся они, наполненные всем жизненным скарбом:

Но как могильщики — рывком —
Давай, давай без передышки, —
Едва свалился первый ком,
И вот уже не слышно крышки.

Они минутой дорожат,
У них иной, пожарный навык:
Как будто откопать спешат,
А не закапывают навек.

Спешат, — меж двух затяжек срок, —
Песок, гнилушки, битый камень
Кой-как содвинуть в бугорок,
Чтоб завалить его венками…

Страшно?

Страшно.

Но Твардовский стоик – много пережил, много перенёс, никогда не играл словом, не признавал пустых экспериментов.

Всё должно быть по правде: словно она – сиятельный ориентир.

И звучат его стихи, звучат, не теряя мощи в любые времена.

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

«СВЕТОВОЕ НАЧАЛО» ПОЭЗИИ А. ПАРПАРЫ

Словесная игра – однако, творимая совершенно всерьёз: игра, насчёт получившейся и нет жизни, метафизика сомнений, искры огня: Жизнь, к счастью, успокоилась. И даже Мне нравится. Особенно с утра. Лежу по-царски…

«СПАРТАК» РАФАЭЛЛО ДЖОВАНЬОЛИ

Советский мальчишка отрывается от привычной действительности, погружаясь в завораживающие слои «Спартака»: и мир, представленный книгой, настолько не соответствует реальности, что хочется её подкорректировать… Или переделать вообще. Джованьоли следовал романтической традиции.…

РЕЖИССЁР, КОТОРОМУ БЫЛ ТЕСЕН ТЕАТР

К 100-летию со дня рождения Анатолия Васильевича Эфроса «В добрый час!» В. Розова, данный в нежно-акварельных размывах надежды и световой бодрости, прозвучал в Центральном детском театре необычно – ставил А.…