Рассказ «Как в живом романе» не зря начинается размышлениями над кровоточащим смыслом, мистическим фрагментом Книги Бытия – путь Александра Лепещенко есть путь расшифровки корней: тех интеллектуальных сил и жил, что определяют бытование человека в недрах постоянного вращения юлы юдоли.
Путь не прост, и вектор, ведущий писателя, требует особой верности слову, как сумме сил: смысла, красоты, звука…
Увы, уже длительное время слово воспринимается большинством, как передаточная функция, лишённая глубины и объёма – это решительно не подходит литературе, и противоречит тайне бытия.
Лепещенко зажигает яркий словесный факел: дабы свет, испускаемый им, несколько менял предложенную, избыточно материальную данность.
Разумеется, писатель реалист, ибо каким ещё методом пользуясь, можно передать невероятный ком всего: ком современности?
Разумеется, Лепещенко своеобразный реалист, дозировано совмещающий опыт и вымысел, фантазию и реальность.
Тут следование традиции обретает хорошее продолжение, учитывая усложнённый орнамент реальности и меру дарования писателя.
«Владимир Необходимович» — роман, состоящий из пяти повестей: они развернутся в дальнейшем, вероятно, в журнале «Нева», уже предложившим две из них.
Необходимость учителя в современной данности есть насущный хлеб бытия, хлеб – крупнозернистый смыслом.
Жизнь школы всегда будет животрепещущей, отчасти больной, отчасти весёлой темой: откуда мы все?
Из детства.
Из школы.
Лепещенко совмещает нужность и глубину, представляя лабиринт своего романа граду читателей и миру – равнодушия и эгоизма.
То есть – нашему.
Интересен культурологический космос, предлагаемый писателем: в частности, держащийся на тончайших, серебрящихся нитях аллюзий, ассоциаций, тонкости.
…тонко рисуются портреты людей.
Тонко и точно – в том числе через внешнее – фиксируются пейзажи их внутреннего бытования.
И проза Александра Лепещенко решительным и хорошо оснащённым кораблём вплывает в просторы реальности, которые – хочется верить – некогда будут меняться к лучшему благодаря высокой литературе…
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик
«Притча о слепых». Питер Брейгель Старший
«Автопортрет». Борис Григорьев