К 140-летию Амедео Модильяни
Модильяни… Взгляд самоуверен, художник молод и красив, а сыгранный Жераром Филиппом в кино, словно получил новую жизнь, хотя и так не терял, растворившись в своих картинах.
Его сравнивали с Боттичелли: в смысле линии: своеобразно текущей, поющей, играющей.
Было в его картинах нечто от Древнего Египта: хотя невозможно чётко сформулировать-сфокусировать, что именно: тайна красок, определённые ракурсы фигур…
Ну да, Эль Греко, или Брейгель не работали в жанре ню, практически не писал такого Леонардо, а сумма работ Модильяни – практически сплошные пласты женских тел, избыточность великолепной плоти…
Он словно штурмовал тайну женского кода, роскошно играя красками, создавая особую цветовую густоту.
Экспрессионизм его был условен: Париж сыграл решительную роль в жизни художника, сплавившего в алхимии своего творчества многие влияния, чтобы выработать свой стиль.
Неповторимый стиль: раз увидев, ни с кем не спутаешь.
Экспрессионизм, кубизм, модильянизм, элемент шаржа: вот, например, «Невеста и жених»: резкость и нежность, смешанная в сосудах жизней; вот портрет Марии Васильевой: исполненный прозрачно, тонко, с внимательным взглядом в психологические недра дамы…
Тёплая световая гамма его полотен издаёт своеобразное свечение…
Милая лисичка – портрет Жанны Эбюртен: вытянутое лицо, роскошь рыжих волос.
Ню…
Пласты тайны, словно вшифрованной в женскую плоть: раскинутую, щедрую, всемирно-парижскую.
Жерар Филипп, проходящий зыбкими улицами Модильяни.
Модильяни, совершающий путь сквозь действительность, оказавшуюся краткой, ставшую вечной…
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик