К 125-летию со дня рождения Серафимы Германовны Бирман
Характерное лицо, заострённый профиль…
С. Бирман вспоминала, что родители её были противоположными характерами, взяв от обоих, она возрастала в своеобразную личность, столь мощно и своеобычно раскрывшуюся на сцене.
…Интересен путь Бирман в актёрство: во время проживания у старшей сестры, она, словно заражённая фотографией массовки, в которой та приняла участие, а речь о постановке Станиславским «Доктора Штокмана», Бирман вняла совету старшей – поступать учиться на актрису; владелец имения в Чернолёвке К. Казимир, рассмотрев в девочке искры дарования, соглашается оплачивать обучение в театральной школе.
В Москве она учится параллельно – Драматическая школа Адашева и историко-филологический факультет Высших женских курсов.
В МХТ её принимают сразу по окончания учёбы.
Гортензия – «Хозяйка гостиницы» – живость жизненной плазмы и гранёный бурлеск.
Вдовствующая королева из «Эрика 14» Стриндберга великолепна: она сжимает незримый жезл власти столь сильно, что даже смерть, кажется, не способна изъять его.
А сколь естественна, забавна, кипит эмоциями Двойра из «Заката» Бабеля – могут свидетельствовать только счастливые зрители.
Бирман играет в театре Ленинского комсомола и в театре им. Моссовета – классические роли в основном; радуги радости и онтологию отчаяния исполняя равно с блеском.
Она играет много и разнообразно; снимается в кино, в «Иване Грозном» блистая, в «Закройщике из Торжка» вскипая и пенясь эмоциями…
Жизнь, словно разыгранная театральными инструментами ролей, великолепна: жизнь для зрителя.
В подтексте – для истории.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик




