Неужели общая характеристика современной литературы – отсутствие энергии? Что предпочтительнее: формальные новации или традиционность? Пришло ли время открывать новых авторов? Исчезнет ли бумажная книга и что вообще станет с литературой? Угрожает ли ей развлекательная киноиндустрия? Каковы, наконец, перспективы у журнала? И в чём суть проекта «Год русской классики. Продолжение. Под парусами Фрегата «Паллада» по страницам русского романа»? Об этом писатель, эссеист, литературный критик Олег Куимов беседует с главным редактором волгоградского литературного журнала «Отчий край» прозаиком Александром Лепещенко. 

— Помнится, в прошлогоднем интервью с вами, Александр, я пожелал журналу выхода на новый уровень признания. Но даже подумать не мог, как у вас быстро с этим сложится. В 2021 году в «Отчем крае» публиковались такие известные писатели, как Борис Екимов, Анатолий Ким, Станислав Куняев, Вячеслав Бахревский… Это говорит и о работе редакции, и о восстановлении авторитета журнала. А самое интересное, что журнал выходит всего лишь в электронной версии, что котируется ниже бумажной. Какие подвижки произошли?

— Борис Екимов, Анатолий Ким, Станислав Куняев, Вячеслав Бахревский – это уже «золотой» фонд отечественной литературы. Впрочем, не оставили своим вниманием журнал и авторы нового поколения. В 2021 году мы также публиковали произведения Захара Прилепина, Романа Сенчина, Михаила Тарковского, Сергея Шаргунова, Андрея Антиипна… То есть тех, кто стал надеждой нашей литературы сегодня…

И да, редакцией действительно проделана работа по упрочению авторитета журнала. Понятно же, что упомянутые мною авторы абы где публиковаться не будут. Ну а электронная версия журнала – вовсе не порок, а скорее, эффективный рабочий инструмент. Электронной версии журнала отдают предпочтение порядка 2500 наших читателей, причём (благодаря возможностям «Журнального зала») по всей стране. Да, такова аудитория «Отчего края» на данный момент. Для сравнения тираж «Нашего современника» (бумажная версия) – 4000 экземпляров, «Нового мира» – 2000, «Дружбы народов» – 2000, «Невы» – 1500, «Юности» – 3500.

Так, что для нас 2500 читателей в минувшем году – это и есть главная подвижка, ведь ещё в конце 2020 года «Отчий край» читало не более 1000 человек. В общем, цифры есть цифры. Конечно, они не идут ни в какое сравнение с теми, что именитые журналы имели ещё в прошлом веке. Тогда тиражи и впрямь были миллионные. Например, у «Дружбы народов» – 1,5 миллиона экземпляров. Ну и так далее, и так далее…

— Есть ли какая-то достойная перспектива, помимо надежды, что в городе-миллионнике Волгограде наконец восстановится бумажная жизнь журнала?

— Олег, редакция уже готова выпускать бумажную версию журнала. Говорю «уже», поскольку без читателей и авторов это не имело бы смысла – деньги на ветер и больше ничего. Вот Борис Петрович Екимов на сей счёт шутит: «Подайте-ка мне гуська с кашей…». «Гусёк с кашей» – это и есть бумажная версия журнала. Впрочем, мэтр оценил усилия редакции по выпуску электронной версии. Он вернулся к полноценному сотрудничеству, предоставив нам свои произведения. В конце 2021 года мы закончили публикацию цикла рассказов «Память лета», но ведь в редакционном портфеле есть и другие екимовские рассказы. У нас есть произведения Кима, Сенчина, Лукина, Балтина… Право, одни только эссе Александра Балтина чего стоят!.. Скажу так: в нашем портфеле много чего интересного, чем мы будем радовать читателя в новом сезоне.

Главное то, что наш читатель помолодел. То есть теперь нас активнее читает именно молодёжь. И, конечно, главное, что «мысль, как кровь, бьёт по жилам». Я говорю, подразумевая всех наших авторов. Особенно волгоградцев. Знаете, Олег, ведь я мечтаю о волгоградской литературе как направлении. Была же, например, московская городская повесть. Мощно работали на отечественную литературу те же ленинградцы…

Так что, возвращаясь к вопросу о бумажной версии журнала, говорю: да, мы готовы её возобновить… И творчески, и технически… Думаю, библиотеки региона (а у нас их более 700) были бы этому весьма рады… Но даже если и потекут средства меценатов или дополнительно из бюджета (мы ведь бюджетники), от электронной версии редакция всё равно теперь не откажется. Такие времена. Такой век… Информационный… Оттого я и чувствую себя как герой «Превращения» Кафки (смеётся). В том смысле, что превращаюсь совсем в другого. Не могу обойтись без сети. Сеть связывает меня с редакцией, членами редакционного совета, авторами и, конечно, читателями.

— Александр, в подзаголовке, приуроченном к вашему прошлогоднему интервью на страницах газеты «Грани культуры», было озвучено буквально следующее: «Советник президента РФ по культуре Владимир Толстой возглавит жюри нового проекта волгоградского журнала «Отчий край». Что за проект? Осуществился ли он до конца?

— Так совпало, что 2021 год был годом юбилейным. И у Достоевского, и у Некрасова 200 лет со дня рождения (романиста и поэта вообще многое связывало: горячая дружба в юности, непростые отношения в зрелые годы, наконец, посмертное слово Достоевского на могиле Некрасова). Естественно, что ни редакция, ни редакционный совет пройти мимо такого не могли. Вот и решили объединить обе юбиляции в проект «Некрасов и Достоевский – вечные спутники. Взгляд из 21-го века».

Замечу, это — совместный проект литературного журнала «Отчий край» (Волгоград), Общества русской словесности (Москва) и Ассоциации учителей литературы и русского языка (Москва). Цель? Цель у нас была одна: привлечь внимание к русской классической литературе в условиях цифровой цивилизации, побудить к чтению «золотых» книжек современных школьников и студентов.

В общем, был дан старт проекту, включающему: Всероссийский конкурс эссе к 200-летию Ф. М. Достоевского «Человек есть тайна. Её надо разгадать…», Всероссийский конкурс эссе к 200-летию Н. А. Некрасова «Это было раненое сердце, раз и на всю жизнь…» и Всероссийский конкурс методических разработок «Интересная классика: опыт преподавания Н. А. Некрасова и Ф. М. Достоевского». Член редакционного совета Людмила Васильевна Дудова — литературовед, подвижник и наш человек в Москве — смогла заинтересовать проектом советника Президента РФ по культуре В. И. Толстого, и он возглавил жюри.

Так вот некоторые эссе уже опубликованы на редакционном сайте. Ну а лучшие эссе, те, что, кстати, и отметило жюри, появятся в первом номере «Отчего края» за 2022 год, над которым редакция сейчас работает. Победителей наградили дипломами. Но из-за пандемии награждение проходило дистанционно. В Санкт-Петербурге мы, к сожалению, так и не встретились с нашими победителями. А ведь они могли бы приехать из многих регионов России (например, из посёлка Шайковка Калужской области или города Долинска Сахалинской области) и даже ближнего зарубежья (Молдовы, Беларуси, ДНР).

— Владимир Толстой — председатель жюри — солидно, но, кроме громкого имени, получили ли вы какую-то иную действенную помощь?

— Да, нашему партнёру – Ассоциации учителей литературы и русского языка (Москва) был выделен грант. Но главное, по-моему, то, что посредством эссе о Н. А. Некрасове и Ф. М. Достоевском удалось вовлечь школьников, студентов и педагогов в масштабный проект – «Год русской классики в школе». Проект точно уж состоялся!

— А какие ещё проекты осуществлены в 2021 году и какие планируются в 2022-м?

— Коротко на этот вопрос не ответить, но попытаюсь… Ко дню рождения современного классика Бориса Екимова совместно с волгоградским отделением АССУЛ проведён #ЕКИМОФЕСТ. Вопросы к этой Всероссийской литературной викторине подготовила специалист по творчеству Б. П. Екимова кандидат филологических наук Марина Самостьева. А вот подарки для победителей (книги с автографом Бориса Петровича) предоставила член редакционного совета Лариса Тропкина. За что ей отдельное спасибо!.. Не скрою: проект удался! #ЕКИМОФЕСТ длился месяц, с ноября по декабрь, но ответы участников приходили в редакционную почту и после завершения проекта.

Наконец, нельзя не упомянуть 100-летие Волгоградской областной писательской организации – одной из старейших в Союзе писателей России. Редакция «Отчего края» не только опубликовала массу юбилейных материалов, но и поучаствовала в телевизионном ток-шоу и интервью.

Особенно дорогой для нас проект – «Книжный ЭМОвирус». Это большой региональный проект, в который нас пригласила директор Волгоградской областной универсальной научной библиотеки имени М. Горького Светлана Сафронова. В рамках «Книжного ЭМОвируса» мы проводим ежемесячные заседания дискуссионного клуба «ЧеловекЪ», действующего при журнале «Отчий край». Уже обсудили с учениками и педагогами волгоградской школы «Созвездие» романы «4510 по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «Преступление и наказание» Федора Достоевского и «Над пропастью во ржи» Джерома Д. Сэлинджера  (октябрь, ноябрь и декабрь 2021 г. соответственно). Интересной дискуссия обещает быть и в наступившем, 2022-м. Например, в феврале мы поговорим о новаторском романе «Мы» Евгения Замятина. Далее – «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова (март), «Обломов» Ивана Гончарова (апрель) и «Бойня № 5, или Крестовый поход детей» Курта Воннегута (май). Выбор книг, предложенных мною для обсуждения, не случаен. Все произведения в той или иной мере обращены к Библии, её интерпретируют. Почему так важна Библия? Потому что – откровение. Многие не понимают, даже верующие. Неинтересно, мол, там всё время всё повторяется. Так ведь это и есть то самое.

Да, и вот ещё что. Хотелось бы «отмотать» назад – к создателю «Обломова». В этом году отмечается 210-летие Ивана Александровича Гончарова. Именно поэтому журнал «Отчий край» совместно с Ассоциацией учителей литературы и русского языка (Москва) уже в феврале даёт старт проекту «Год русской классики. Продолжение. Под парусами Фрегата «Паллада» по страницам русского романа». В общем, будет неслабый год! Школьники и студенты смогут поучаствовать во Всероссийском конкурсе эссе к 210-летию И. А. Гончарова «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало…», а педагоги – во Всероссийском конкурсе методических разработок «Интересная классика: опыт преподавания И. А. Гончарова».

Не могу не упомянуть и о новом сезоне литературной премии журнала «Отчий край» имени В. Б. Смирнова. Длинный список уже обнародован. В числе номинантов известные российские писатели Захар Прилепин, Роман Сенчин, Андрей Антипин. Номинированы и волгоградцы Евгений Лукин, Петр Таращенко, Роман Шкода, Верба (Юлия Артюхович), Татьяна Батурина, Елизавета Иванникова и др. География авторов, включенных редакцией в длинный список, обширна: Москва, Калининград, Тверь, Самара, Екатеринбург, Иркутск, Усть-Илимск, Северодвинск, Волгоград и «окрестности».

Решением учредителей литературной премии журнала «Отчий край» имени В. Б. Смирнова за вклад в русскую литературу будет отмечен Станислав Куняев — поэт, прозаик, переводчик, публицист, литературный критик, главный редактор журнала «Наш современник», член Союза писателей России. Лауреат Государственной премии РСФСР имени М. Горького (1987), премии «России верные сыны» (2001), Большой литературной премии России (2001), премии имени С. Т. Аксакова (2008), Патриаршей литературной премии (2013), премии имени Н. С. Лескова «Очарованный странник» (2013), Бунинской премии (2015), Большой литературной премии России (2018) и др.

Но вернёмся к премии. Она учреждена в память о выдающемся ученом, докторе филологических наук, основателе и первом главном редакторе журнала «Отчий край» Виталии Смирнове. Премия присуждается за прозаические и поэтические произведения, а также за литературоведческие (критика) и краеведческие статьи (документалистика), опубликованные в журнале «Отчий край» в течение года. В жюри премии — доктора и кандидаты филологических наук, литературоведы из Волгограда и Москвы.

Короткий же список литературной премии журнала «Отчий край» имени В. Б. Смирнова будет опубликован в феврале 2022 года, а уже в марте станут известны имена лауреатов за 2021 год. Награждение состоится 13 апреля, в день рождения первого главного редактора журнала «Отчий край» Виталия Борисовича Смирнова.

Кстати, не исключено, что появится специальная номинация. Её предложила член редакционного совета Л. В. Дудова. Суть в том, чтобы на этапе определения финалистов прозу и поэзию из короткого списка почитали педагоги. Ассоциация учителей литературы и русского языка (Москва) готова это взять на себя. То есть российские педагоги выберут своих собственных фаворитов. Они могут совпасть с теми, кого выберет жюри, а могут быть иными. Что ж, тем интереснее!

И ещё одно. Людмила Васильевна Дудова во время финального заседания АССУЛ, состоявшегося 24 декабря, предложила коллегам-педагогам прочитать и обсудить мой роман «Владимир Необходимович». Это история о том, что «если мир театр — то это театр абсурда». А главный герой — «один из тех простодушных, которые вызывают ужас и возмущают общество, потому что не принимают правил его игры». В общем, это о современной школе и об учителе литературы, которого нам всем сегодня не хватает. Книга ещё не закончена, но две первые части уже опубликованы в питерском журнале «Нева». На сайте критиков «Печорин.нет» появились отзывы. Не стану скрывать: отзывы от читателей, литературных критиков и филологов пришли и в редакционную почту «Отчего края». Так что будем теперь обсуждать «Владимира Необходимовича» на заседании Ассоциации учителей литературы и русского языка (Москва). Ориентировочно в марте.

— Замечательные проекты… Но что вас побудило к их созданию?

— Олег, литературные журналы-«толстяки», как их называют – это, прежде всего, культурные институты. Они неотделимы от времени, в котором существуют. Литературные журналы должны пройти проверку этим самым временем; печататься в них престижно, появление публикации в «толстяках» означает, что к автору пришло признание. Бесспорно, литературные журналы должны соответствовать высоким требованиям. Появление на страницах журнала произведений мастеров слова ко многому обязывает. Виталий Борисович Смирнов это прекрасно понимал… И да, сумел создать настоящий культурный институт… Так вот, редакция и редакционный совет, занимаясь всеми этими проектами, стремятся сохранить и упрочить сделанное первым главным редактором…

Напомню, что в прошлом году у журнала «Отчий край» даже появилась собственная архивная коллекция. Наш партнёр – Государственный архив Волгоградской области пополнил таким образом свой фонд. Архивная коллекция открыла доступ широкой общественности к истории главного волгоградского литературного «толстяка». Конечно, коллекция будет время от времени пополняться. Вот скоро передадим на хранение личные документы В. Б. Смирнова, которые нам достались от его вдовы Альфии Исламовны Смирновой. Началась же коллекция с номеров журнала, выходивших в печатном виде с 1994 по 2016 год. Эти номера и стали основой новой коллекции. Кроме того, в фонды переданы документы, плакаты, буклеты, запись раритетной радиопередачи о журнале, а ещё книги сотрудников, работавших в редакции в разные годы, а также биографические справки со списками основных публикаций и критической литературы.

Имеется в архивной коллекции и выпускная квалификационная работа «Художественно-публицистические жанры в контексте журнала «Отчий край» Юлии Пуховой (выпускницы ВолГУ). Главы из её дипломной работы войдут в документальную книгу, посвящённую 30-летию журнала «Отчий край». Будут дописаны и новые главы – об авторах, членах редакционного совета, о литературной премии имени В. Б. Смирнова «Отчий край». Юбилей уже не за горами, надо успеть к 2024 году. Поэтому работа началась, составлен план будущей книги, подбираются материалы и фотографии, обсуждается дизайн обложки. Юбилейное издание выйдет под моей редакцией. Помимо электронной версии для размещения на ЛитРес, будет издана и традиционная, бумажная книга. К слову сказать, редакция и редакционный совет журнала «Отчий край» благодарны директору ГКУ ВО «Государственный архив Волгоградской области» А. И. Коломыткину, заместителю директора И. С. Петровой, начальнику отдела по работе с источниками комплектования Н. В. Глуховой и ведущему документоведу Е. Ю. Моисеевой за профессиональное отношение и искреннее участие к литературному журналу, появившемуся и живущему вопреки всему – законам рынка, информационному мусорному веку. Право, журнал во время чумы. И, кстати, на заседании редакционного совета именно такое название будущая книга и получила – «Журнал во время чумы».

На том памятном заседании (июнь 2021 года) были приняты и другие знаковые решения. А именно: поддержать предложение члена редакционного совета А .И. Ткаченко (соавтор – писатель-документалист и краевед Е. В. Малюта) о выпуске книги, посвященной дважды Герою Советского Союза летчику-космонавту Ю. В. Малышеву, и предложение члена редакционного совета Р. В. Шкоды о выпуске книги «Красный Верден: Царицын в революции и Гражданской войне». Впрочем, с книгой Романа Шкоды мы уже начали знакомить наших читателей, предложив им журнальный вариант (начало в № 4 «Отчего края» за 2021 г.).

— Литературу завтрашнего дня формирует молодёжь. Кто из молодых авторов, отметившихся на страницах «Отчего края» в ушедшем году, привлёк ваше внимание как прозаик или поэт, в творчестве которого проглядывают признаки общественно высокой литературной перспективы?

— Значит, по гамбургскому счёту желаете (смеётся)… Ничего, что я очень субъективен? Что не делаю скидку на молодость?.. Тогда так… По-моему, общая характеристика современной литературы – отсутствие энергии… Классики куда как пассионарнее, современнее, авангарднее. Нет, я не то чтобы ищу у современников новой формы. Пусть будет и традиционность — не беда. Главное, чтобы автор не писал вчерне, «в небритом виде», а находил свои слова. И помнил бы: каждое слово имеет цвет, вкус, вес, запах…

Вот смотрите что сказал Виктор Боков об авторе «Чевенгура»: «Платонов принадлежит к тем писателям, которые не гонятся за остротой сюжета и не острота сюжета отличает его рассказы. В рассказах даже серьёзные события, катастрофы не так порой замечаются, как вообще вся ткань рассказа <…> потому что в каждом его рассказе, помимо какого-то сюжета, от первой до последней строчки, присутствует какой-то сильный дух, какая-то большая духовная мощь, с которой автор пишет о чём угодно, пусть о листе, о червяке, о чём бы он ни писал, исключительная сила, исключительное чувство меры отличает его рассказ…» Так вот, не меняя ни слова, я отношу это в полной мере и к самому молодому нашему прозаику иркутянину Андрею Антипину. Ему нет ещё и сорока. Да, прозу Антипина широкой общественности открыли Станислав Куняев и Александр Казинцев («Наш современник»), мы же, «Отчий край», только познакомили с нею волгоградцев.

А в поэзии я бы, пожалуй, отметил волгоградку Наташу Сырцову. Знаю её ещё со слёта молодых писателей «Дети Солнца». Тогда, в 2005-м, победив во Всероссийском конкурсе, мы представляли с нею Волгоград в златоглавой. Я в секции прозы, она – поэзии. Ректор Литературного института имени А. М. Горького, главный редактор «Литературной газеты» и другие товарищи её, Наташу Сырцову, рекомендовали принять в Союз писателей России. Вскоре это и случилось. А сегодня Сырцова публикуется в «Отчем крае» и «Новом мире». Чему я несказанно рад!

Впрочем, с поэзией у нас всё очень даже неплохо. Молодые поэты, члены литературной студии при Волгоградской областной писательской организации, уже заступили «на пост». Убеждён, они не посрамят старших товарищей. Ребятам есть на кого равняться. Один только Василий Макеев чего стоит!

Надо сказать, это даже не моя оценка: современная волгоградская поэзия действительно известна. Вон «Новые Известия» поставили после Москвы и Санкт-Петербурга именно Волгоград… Если не подводит меня память, то сразу трое наших поэтов – Василий Струж, Верба (Юлия Артюхович) и Никита Самохин – вошли в антологию современной русской поэзии. А ведь в антологии «Новых Известий» и Александр Ерёменко, и Станислав Куняев, и Юрий Кублановский…

Итак, резюмирую. Пришло время открывать новых авторов. Самое время открывать. Что, собственно, «Отчий край» и делает!

— Александр, в начале 20-го столетия, в связи с развитием кинематографа, театру предрекали скорую смерть. Театр здравствует и по сию пору. Век спустя параллель эпохальных противоречий проявилась уже в отношении книги. Некоторые прогрессивные новаторы утверждают, что издания уйдут в цифру, а «бумага» исчезнет. Что скажете вы?

— Что скажу? Да то же, что и автор «Старика и море». Тогда дело было так. Две авиакатастрофы в Африке. Преждевременные некрологи. О некоторых из них Хемингуэй говорил, что и сам бы не смог так трогательно написать… То есть я бы не хоронил бумажную книгу. А думал бы (на уровне государства, естественно) о том, как сделать её доступной читателю. Имею в виду баснословные цены в книжных магазинах.

— Хорошо. А что тогда станет с литературой? Не поглотит ли её более легкоусвояемый и менее энерго- и духовно затратный жанр развлекательной киноиндустрии?

— Литература не отстанет от жизни. Она и есть – хорошее и бесценное. Как тут не вспомнить Салтыкова-Щедрина? «Литература изъята из законов тления. Она одна не признаёт смерти…»

— Чтение формирует мышление. Как сохранить в подрастающем поколении любовь к книге?

— Кроме того, что я уже сказал о проектах «Отчего края», мне сказать больше нечего. Поймите, Олег, верно… Ответственность за подрастающее, читающее и мыслящее поколение несёт всё общество. Каждый его член.

— Существует ли для писателей ответственность перед Богом за Слово? И если да, то имеем ли мы право соучаствовать в переформатировании литературы с высокой мировоззренческой планки её предыдущего существования до обслуживания низкопробных запросов? Ведь не секрет, что умной философской литературы сейчас не обнаруживается ни в одном известном издательстве. Зато авторов фэнтези и детективов, особенно с клубничкой, ждут с распростёртыми руками.

— Заповедей всего десять… Так? Так. Вот только кто бы их исполнял… Скажу крамольную мысль: литература не пострадает ни от каких переформатирований, ведь уже достаточно написано – от Гомера и до Саши Соколова («Школа для дураков» действительно «обаятельная, трагическая и трогательная книга»), – и всей жизни не хватит прочитать…

— Ну что ж, попробую сыграть роль шамана и в этом году. Благодарю вас за интересное интервью и желаю журналу перехода в традиционную бумажную версию!

— Олег, я тоже в свою очередь благодарю вас!.. Ведь ещё Тынянов писал: «Основная жизнь журнала всегда в критике… Критику некуда деться без журнала; а журнал без критики невозможен…» Так что спасибо и за рубрику «Книжник Куимов», которая так много нашему журналу прибавила, и, конечно же, за столь трепетное отношение к литературе вообще!

 

Справка «Отчего края»:

КУИМОВ Олег Владимирович — прозаик, эссеист, литературный критик.

Родился в 1967 году, живёт в Подмосковье.

Обучался в Томском государственном университете на геолого-географическом факультете (гидрология суши). Окончил Литературный институт имени М. Горького.

Публиковался в литературных журналах «Луч», «Наш современник», «Север», «Дон», «Нижний Новгород», «Лампа и дымоход», «На любителя» (Атланта), «Южная звезда», «Южное сияние» (Украина), «Российский колокол».

С 2020 года в литературном журнале «Отчий край» ведёт авторскую рубрику «Книжник Куимов», в которой публикует критические разборы произведений современных авторов.

Лауреат премии журнала «Сура» за 2016 год, а также нескольких конкурсов и фестивалей: «Славянские традиции», «Славянская лира», «Русский Гофман» и др. Книга сказок на тему русских народных пословиц и поговорок отмечена золотым дипломом Международного литературного форума «Золотой витязь» и премии имени Петра Ершова. Лауреат литературной премии журнала «Отчий край» имени В. Б. Смирнова (2020).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here