К 300-летию Карло Гоцци
Жанр сказочной пьесы, — фьябы, — созданный Гоцци, сверкает — в его исполнение — и ныне: некогда направленная против излишнего быта, чрезмерным введением в драматургию которого, по мнению Гоцци, грешили Гольдони и Кьяри, фьяба сочетала контрастные противопоставления добра и зла, смешение архаичного языка и венецийского диалекта, диалектическую импровизацию, буффонаду…
Всё должно быть искромётно, пьеса обязана пьянить шампанским, оставляя замечательное послевкусие, и «Любовь к трём апельсинам» развернётся полотнищами небывалого, используя простенький сюжет…
Пьеса написана якобы на спор с Гольдони: что очень может быть правдой, ибо неистовое мастерство Гоцци подразумевало лёгкость, импровизацию, мгновенность, вспышки озарений.
…мелькают маски, Тарталья требует, чтобы Труффальдино немедленно собирался с ним в путь искать Три апельсина; волшебница-великанша Креонта мелькает, и даже сам дьявол проносится турбулентным вихрем.
Вы не устали от реальности?
Самое время обратиться к Гоцци.
Запоёт «Зелёная птичка», продолжая сюжет апельсиновой любви, демонстрируя новые возможности фьябы; король, богачи, чудесные женщины – всё смешается в вихре масок, обольщая и отвлекая от данности.
Базировались ли пьесы Гоцци на яви?
Лишь в той мере, в какой литература вообще не может без жизни, хотя и далека, если по сути, от неё…
…они и по сей день радуют зрителя: неистовые, волшебные, серебрящиеся и переливающие жемчугами словес пьесы-фьябы Гоцци; их искромётность велика, а мораль, зашифрованная во многих, даётся не навязчиво; они заставляют расти душой, даже ежели не хочешь, смеяться, плакать…
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик