Что общего у «Отечественных записок» Некрасова и Салтыкова-Щедрина и литературно-художественного иллюстрированного журнала «Отчий край»? Будет ли волгоградский журнал «расширяться» до всероссийского масштаба? Смогут ли фантасты рассчитывать на публикацию? Почему так важна качественная литературная критика? Об этом и многом другом писатель, эссеист, литературный критик Олег Куимов беседует с новым главным редактором журнала «Отчий край» Александром Лепещенко.

— Александр, что стоит за сменой главного редактора? Это не секрет? Может, проясните ситуацию…

— Ну, если только секрет Полишинеля (смеётся)… Что же тут, Олег, прояснять? Любовь Михайловна Чернявская, которая руководила журналом с ноября 2007 года, подала в отставку. Это было её решение и ничьё больше. С 1 мая главным редактором назначен я. Вот, собственно, и всё. Добавлю только, что на редакторскую долю Л. М. Чернявской пришлись непростые времена, которые, как известно, не выбирают. И значит, нужно ценить то, что ей удалось сделать. В любом случае это уже история журнала. Переписывать историю считаю неприемлемым.

— Изменится ли политика журнала? И каковой она видится вам лично?

— Редакционная политика уже меняется, как того и требует время. Журнал, основанный в 1994 году его первым главным редактором доктором филологии и крупнейшим российским литературоведом Виталием Борисовичем Смирновым, принял вызов… Времени… Больше четверти века выходит наш журнал. К сожалению, ушёл из жизни сам Виталий Борисович, ушли многие авторы, которых он когда-то привлёк к сотрудничеству, не стало и многих читателей. Двадцатилетние-тридцатилетние читатели, да и авторы, нас уже не знают. Значит, будем знакомиться. Нам придётся убеждать, что им нужен именно наш журнал. Увы, такова реальность! Конечно, потребуется соответствующий набор инструментов. Например, новый современный сайт, его мобильная версия для смартфонов, канал на Ютьюбе и страницы в социальных сетях. Кстати, мы уже всем этим обзавелись. Нас можно читать на сайте: https://www.otchiykray.ru/. А также на наших страницах в ВКонтакте, Фейсбук и Инстаграм. Видеоролики журнальных акций появляются на Ютьюбе — нашим же «первенцем» стал флэшмоб #САМОЧТЕНИЕ. Спасибо всем, кто поучаствовал!

Теперь что касается направления, выбранного Виталием Борисовичем Смирновым. «Название журнала не было случайным. Досконально зная, как более чем за сто лет до этого делались «Отечественные записки» Некрасова и Салтыкова-Щедрина, Смирнов мог в полной мере использовать опыт предшественников… Целью журнала стало собирание культурного наследия Волго-Донского края и его изучение, показ достижений региональной культуры всех видов и жанров. Основное направление журнала было сформулировано Смирновым как духовное возрождение человека через приобщение к подлинной культуре малой родины». То есть я хочу сказать, что мы продолжим начатое Виталием Борисовичем. Именно поэтому 6 июня – в Пушкинский день России – обнародуем Положение о ежегодной Литературной премии имени В. Б. Смирнова, которой будут награждаться авторы лучших публикаций в нашем журнале (проза, поэзия, литературные эссе, краеведческие очерки).

И ещё одно. Убеждён, нужно усилить раздел литературной критики. Мне как главному редактору близок подход братьев Достоевских, издававших журнал «Время». Вот что они писали в редакционной статье, ставшей их манифестом: «Мы давно уже заметили, что в нашей журналистике в последние годы развилась какая-то особенная добровольная зависимость, подначальность литературным авторитетам. Разумеется, мы не обвиняем нашу журналистику в корысти, в продажности <…> Но заметим, однако же, что можно продавать свои убеждения и не за деньги. Можно продать себя, например, от излишнего врожденного подобострастия или из-за страха прослыть глупцом за несогласие с литературными авторитетами. Золотая посредственность иногда даже бескорыстно трепещет перед мнениями, установленными столпами литературы, особенно если эти мнения смело, дерзко, нахально высказаны. Иногда только эта нахальность и дерзость доставляет звание столпа и авторитета писателю неглупому, умеющему воспользоваться обстоятельствами, а вместе с тем доставляет столпу чрезвычайное, хотя и временное влияние на массу. Посредственность, со своей стороны, почти всегда бывает крайне пуглива, несмотря на видимую заносчивость, и охотно подчиняется. Пугливость же порождает литературное рабство, а в литературе не должно быть рабства <…>

Критика пошлеет и мельчает. В иных изданиях совершенно обходят иных писателей, боясь проговорить о них. Спорят для верха в споре, а не для истины. Грошовый скептицизм, вредный своим влиянием на большинство, с успехом прикрывает бездарность и употребляется в дело для привлечения подписчиков. Строгое слово искреннего глубокого убеждения слышится всё реже и реже. Наконец, спекулятивный дух, распространяющийся в литературе, обращает иные периодические издания в дело преимущественно коммерческое, литература же и польза её отодвигаются на задний план, а иногда о ней и не мыслится.

Мы решили основать журнал, вполне независимый от литературных авторитетов — несмотря на наше уважение к ним — с полным и самым смелым обличением всех литературных странностей нашего времени. Обличение это мы предпримем из глубочайшего уважения к русской литературе <…> Журнал наш поставляет себе неизменным правило говорить прямо своё мнение о всяком литературном и честном труде. Громкое имя, подписанное под ним, обязывает суд быть только строже к нему, и журнал наш никогда не низойдёт до общепринятой теперь уловки — наговорить известному писателю десять напыщенных комплиментов, чтобы иметь право сделать ему одно не совсем лестное замечание. Похвала всегда целомудренна; одна лесть пахнет лакейской…»

— Весьма актуально и для нашего времени — качественная литературная критика очень нужна. Но кого думаете пригласить? Кто бы мог, по-вашему, ею заниматься?

— Да вот, вы бы и могли, Олег. А рубрику вашу так и назовём — «Книжник Куимов». Убеждён, члены редакционного совета меня в этом поддержат.

— Спасибо, неожиданно! Я подумаю.

— Подумайте…

— Александр, вы сказали о редакционном совете. Он действительно рабочий?

— А к чему имитация? Только рабочий. В обновлённый редакционный совет вошли, безусловно, профессионалы. На моё приглашение откликнулись: заместитель директора ГКУ ВО «Центр информационного и материально-технического обеспечения» А. Ю. Еронова; директор муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 5 имени Ю. А. Гагарина Центрального района Волгограда», председатель комитета по образованию, культуре, молодёжной политике, спорту и туризму Волгоградской городской Думы, член Президиума Общества русской словесности Л. А. Тропкина; доктора филологических наук, профессора Волгоградского государственного социально-педагогического университета Л. В. Жаравина и В. И. Супрун; доктор филологических наук, профессор кафедры русской филологии и журналистики Волгоградского государственного университета и телеведущий А. В. Млечко; кандидат филологических наук, доцент Волгоградского государственного социально-педагогического университета Е. В. Тишина; заведующая сектором краеведения ВОУНБ им. М. Горького О. В. Назарова; кандидат экономических наук, известный краевед и телеведущий Р. В. Шкода; председатель совета ветеранов Волгоградской областной организации «Союз журналистов России» А. М. Ромашков; писатель, кандидат медицинских наук и заслуженный врач Российской Федерации А. И. Егин; директор ГКУ ВО «Государственный архив Волгоградской области» и заслуженный работник культуры Российской Федерации А. И. Коломыткин; кандидат политических наук и почетный член Союза журналистов России А. И. Ткаченко. В ближайшее время в редакционный совет войдут ещё два человека, я их тоже обязательно представлю. А пока воспользуюсь случаем и поблагодарю моих единомышленников за согласие сделать «Отчий край» передовым российским журналом. Спасибо им! Это — действительно сложная задача. Но вместе мы сможем решить её. И в этом я тоже убеждён. Скажу, не вдаваясь в детали, что мы задумали большой культурный проект. На него, и это совершенно точно, есть запрос в обществе.

— Провинциальные издания тяготеют к почвенничеству, игнорируя фантастику, а ведь настоящая серьёзная фантастика — тот же реализм, решающий всё те же общечеловеческие вопросы, только в ином мире. Могут ли фантасты рассчитывать на публикацию в «Отчем крае»?

— Не вижу никаких препятствий для фантастов. Журнал, созданный В. Б. Смирновым, по-настоящему универсален. Единственный критерий для меня как главного редактора — качество текста. Именно поэтому у нас давно уже публикуются известные писатели-фантасты, «обременённые» самыми престижными литературными наградами — Евгений Лукин и Сергей Синякин. Их книги продаются на ЛитРес, их издают ведущие российские издательства. А в первом номере этого года у нас опубликован рассказ нашего новичка Михаила Малышева, кстати, тоже волгоградца.

— Некоторые журналы, такие, к примеру, как «Сура», «Урал», «День литературы» и «Южная звезда», начинали свою деятельность как региональные издания, а затем «расширились» до всероссийского масштаба благодаря привлечению к сотрудничеству известных авторов со всех концов страны. Наверняка любой журнал, и ваш в том числе, мечтает о том же. Чем «Отчий край» может привлечь авторов?

— Владимир Набоков говорил: «Всё, что у меня есть — это мой стиль». Набокова можно не любить, но отрицать, что он первоклассный писатель, нельзя. Надеюсь, что общими усилиями — редакции, редакционного совета и авторов — мы добьёмся того, что и о нас будут говорить, подразумевая безупречный стиль. Будем публиковать лучших. Будем рассказывать о них нашим читателям. О гонорарах же не упоминаю — их нет. Поэтому маниловщина ни к чему.

— У меня возникает ощущение, что у нынешнего читателя, уже объевшегося развлекательной беллетристикой, должен пробудиться голод по серьёзной, без заигрывания, литературе. Присылали ли в «Отчий край»в последнее время произведения, которые вызвали у вас счастливое ощущение прикосновения к крупной творческой мысли? Если да, то,что это за тексты и кто их авторы? И есть ли среди них молодые, с вызывающей уважение перспективой роста?

— На днях новую повесть для публикации мне прислал один из наших мэтров Анатолий Ким. Думаю, в особых представлениях он не нуждается. Начнём кимовской повестью третий номер журнала (поскольку второй выйдет так, как его спланировала Л. М. Чернявская, а все изменения по содержанию и дизайну начнутся именно с третьего номера). Новые рассказы даст Евгений Лукин, обещана и новая повесть Сергеем Синякиным. Кроме того, Василий Струж прислал объёмистую подборку новых стихов. Молодые тоже есть. Лауреат Международной литературной премии имени Сергея Есенина «О Русь, взмахни крылами» Никита Самохин. Впрочем, это уже состоявшийся поэт. Интересен также и Александр Кафтанов. А ещё очень хотелось бы опубликовать стихи москвички Веры Полозковой. И не потому, что она сейчас собирает полные концертные залы, а потому что это превосходный молодой поэт. И, конечно, мне хотелось бы заполучить новую прозу ещё одного нашего мэтра Бориса Екимова.

— Заметил любопытный момент. Порой читаешь солидные журналы — маститые имена, каждое слово выутюжено — комар носа не подточит, а читать неинтересно. Откроешь же какое-нибудь провинциальное издание и — зачитаешься, хотя и нуждаются тексты в правке и доработке. Тем не менее данные произведения вызывают живой интерес. Как помочь подобным молодым малоизвестным и неизвестным авторам подняться на более высокую ступень творческого развития и добиться всеобщего признания? Должно ли, наконец, вмешаться государство, или же вам видится какой-то иной путь?

— Эпоха Возрождения дала нам величайшие шедевры. Тогда у власть имущих, как известно, появился соответствующий запрос. Правители светские и церковные вмешивались в творческий процесс весьма активно. Выступали заказчиками, щедро или не очень оплачивая работу творцов. Но есть и другие примеры вмешательства государства — лагеря, психушки. Тот же Ф. М. Достоевский искренне желал молодому философу Владимиру Соловьеву (своему единомышленнику) оказаться в каторге, «пострадать». Понимаете, вопрос сложный… Мы не знаем природы шедевра. Мы не знаем, что именно влияет на творца. Вот Шаламов творил, выйдя из ада, а Микеланджело сам себя туда ввергая. Так что вряд ли найдутся ответы на эти ваши вопросы, Олег. Но в любом случае спасибо за них!

— И в завершение хочется задать вам не относящийся к журналу вопрос: какие авторы и книги оказали на вас наибольшее влияние?

— Достоевский указывал на Пушкина как «на образец и руководство». Александр Сергеевич Пушкин, со своими прозрениями, стал Кастальским ключом не только для Достоевского, но и для всех последующих поколений русских литераторов. Поэтому я, конечно, среди своих учителей назову, прежде всего, Пушкина. «Маленькие трагедии» на меня точно влияют.

Если же попробовать составить «рейтинг», то он будет выглядеть примерно так. На первом месте — «Братья Карамазовы» Достоевского (кстати, в 2021 году будет отмечаться 200-летие классика и журнал, конечно же, не останется в стороне). Потом — «Сокровенный человек» Платонова, «Мёртвые души» Гоголя, «Сто лет одиночества» Маркеса, «Старик и море» Хемингуэя, «Тёмные аллеи» Бунина, «Дар» Набокова, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Облако в штанах» Маяковского, «Процесс» Кафки, «Зубчатые колёса» Акутагавы и «Школа для дураков» Саши Соколова.

А вообще этот список можно длить… Как говорил последний поэт Серебряного века Арсений Тарковский, унизил бы я собственную речь, когда б чужую ношу сбросил с плеч… Да, сейчас самое время читать «золотые книжки»… Как, впрочем, и «Отчий край».

Справка «Отчего края»:

Куимов Олег Владимирович – прозаик, эссеист, литературный критик.

Родился в 1967 году, живёт в Подмосковье.

Обучался в Томском государственном университете на геолого-географическом факультете (гидрология суши). Окончил Литературный институт имени А. М. Горького.

Публиковался в литературных журналах «Луч», «Наш современник», «Север», «Дон», «Нижний Новгород», «Лампа и дымоход», «На любителя» (Атланта), «Южная звезда», «Южное сияние» (Украина), «Отчий край».

Лауреат премии журнала «Сура» за 2016 год, а также нескольких конкурсов и фестивалей: «Славянские традиции», «Славянская лира», «Русский Гофман» и других. Книга сказок на тему русских народных пословиц и поговорок отмечена золотым дипломом Международного литературного форума «Золотой витязь» и премии имени Петра Ершова «Конёк-Горбунок».

 

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Планов громадье! Успехов журналу и редсовету! Новых читателей, но и не растерять старых, преданных Отчему краю издавна. Интересных публикаций! Долгой жизни журналу в виртуальном пространстве и на бумажном носителе ( хотелось бы очень)!

  2. Да, идея ежегодной премии имени В.Б. Смирнова для авторов журнала понравилась. Много хороших задумок. У нового руководства есть желание работать, это самое главное. Дождь вернул меня к прочтению интервью ещё раз.

  3. Счастливого плавания и претворения в жизнь самых смелых планов! Верю, что все получится!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here