
К 120-летию Агнии Барто
…чувствовать нюансы детской психологии, или сохранить в своей душе детскость ребёнка? Что необходимо для качественной детской поэзии? Агния Барто, кажется, знала ответы…
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска качается,
Сейчас я упаду!
С ранних розоватых лет вписанное в сознание четверостишие – имея в виду людей определённых поколений.
Жалко ли бычка?
Смешно ли?
Всё вместе – главное: дано с такой точностью, что не удалить из сознания даже хирургическим путём.
Множество стихов Барто с детства создавало определённую панораму мира: интересную, многоцветную, радостную, иногда сложную:
— Белая медведица! —
Во льдах живет она? —
Метель и гололедица
Медведям не страшна?
— Ой, медвежонок маленький! —
Ребенку только год! —
На нем такие валенки,
Что в них не страшен лед.
Узнаёте себя?
Взрослому узнавание в себе ребёнка и слёзно, и отдаёт ностальгией; ребёнку слушать подобные стихи было счастьем.
Они добры – стихи А. Барто (её участие в травле замечательных, не угодивших властям писателей относится скорее к инстинкту самосохранения, хотя и не красит её).
Они нежны по манере исполнения: своеобразное туше – нежное касание клавиш слов; и занятны, ибо изюминка находится в простейших ситуациях, столь знакомых каждому ребёнку.
Прозвучат ли они в технологическое, перевитое эгоизмом время?
Бог весть…
Хорошо бы, когда прозвучали, ибо дидактический аспект оной поэзии трудно переоценить.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик
И бычок, и зайка… И однолапый мишка… Плачущая Таня и непотопляемый мяч… Без них трудно представить детство: моё, моих детей и внуков… Спасибо Агнии Барто за милый зверинец стихов!