К 70-летию Владимира Хотиненко
Интересно попасть в другое время? Скажем в год своего рождения – перекинуться из настоящего, слишком непохожего на тогдашний антураж, и впечататься в день, который будет повторяться и повторяться, но так – что никто кроме двух персонажей, неожиданно проскользнувших через не зримую преграду, не будет знать о бесконечной длительности дня? «Зеркало для героя» Владимира Хотиненко ставит и ещё такой вопрос: не есть ли наша реальность одно сплошное, бесконечное настоящее?
Фильм ярок: всеми красками, которыми располагает кинематограф; но главное звучание фильму придаёт, конечно, режиссёрское мастерство.
В. Хотиненко долго оттачивал его, работая художником-постановщиком на Свердловской студии; потом ассистируя Михалкову в ряде весьма известных фильмов.
«Зеркало для героя» сильно и своеобразной стилистикой, особенностями архитектоники кадров, когда мистическая струя, составляющая основу сюжету, даётся вкупе с детально восстановленными реалиями ушедших времён.
Потом прозвучал «Макаров» — сильно и неожиданно, ярко, парадоксально, контрастно.
Конфликт поэта с любым обществом – альфа бытования творца поэзии, но Маковецкий, подчинённый режиссёрскому замыслу, трактует этот конфликт расширительно, индивидуально, и, поддержанный качественным актёрским ансамблем, добивается незаурядных результатов.
Сильно звучал и «Мусульманин»…
Сельская жизнь, расколотая возвращением не такого земляка; неистовство низовых страстей, и – призывы мусульманина одуматься, жить по-другому…
Хотиненко выработал свою стилистику, и, даже снимая сериал, такой, как, скажем, «Гибель империи», ярко следует ей: пёстрой, многоструктурной, стремящейся вобрать как можно больше деталей и нюансов мира.
…мощный «Поп» — где роль Маковецкого подаётся с аскезой неистовости: вера превыше всего, без неё и человек – не слишком человек…
Достоевский, представляется, повлиял на стилистику и мироощущения режиссёра: недаром прозвучали его «Бесы», недаром был снят и сериал о самом классике…
Думается, в грядущем время, фильтрующее произведения современности, сохранит ряд фильмов В. Хотиненко, именно, как классические.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик