У него свои отношения с Богом, небом, высотой; он ступает по облакам: «архангел-тяжелоступ» — по огромному, сверхточному определению Цветаевой; он ступает по облакам словес, добывая ещё неслыханную музыку, и она разносится уже больше века…

…были совсем ранние стихи: ещё не слишком «маяковские», в них было иное ощущение Бога: точно связанное с патриархальностью, с медоточивостью церкви даже:

Не знал я, то мать или ангел-хранитель,

Ему я, как ей, улыбался во сне.В последней обиде, в предсмертной

пустыне,

Когда и в тебе изменяет мне все,

Не ту же ли сладость находит и ныне

Покорное, детское сердце мое? Безумье иль мудрость, — не знаю,

но чаще,

Все чаще той сладостью сердце полно,

И так, — что чем сердцу больнее, тем слаще,

И Бога люблю и себя, как одно.

Ещё не характерно, ещё… точно зыбкость поиска собственного «я» проступает, трепеща; а так…

Ведь в гости к Маяковскому заходит, сияя, солнце, требует чая и варенья.

«Пусть богу старухи молятся!» — это уже по-маяковски: сильно, вразнос, но тут – не Бог, а церковь, все века тщащаяся подменить Его собою…

Антипоповского – абсолютно справедливого – много в речениях горлана-главаря: «От поминок и панихид у одних попов довольный вид» — не потускнело со временем утверждение, применимо и к нашим временам.

Он воспринимает церковь социальным феноменом: каковым она во многом и является, и он обрушивается на установившийся веками порядок добывания попами денег – из темы и тела Христа.

Священник должен быть нищ и свят: тогда и отношение к нему было бы другое…

Иное звучание имеет «Послушайте», где нежность внутреннего религиозного чувства: стыдно громовержцу Маяковскому демонстрировать нежность! — облекается в урбанистические метафизические одежды конкретики:

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит — чтоб обязательно была звезда!

Похоже ли это на стихи атеиста?

Собственно, и атеизм – странное состояние, изнаночная вера, необходимость подкреплять себя мыслью об отсутствие главенствующей силы, чтобы оставить себе хоть крохи самостоятельности в жизни…

Парадокс заключается в том, что атеист, судя по всему, может быть гораздо ближе к Богу, нежели церковный иерарх: для этого достаточно сравнить громокипящего, обновившего весь состав языка Маяковского – с каким-нибудь современным церковником, на «мерседесе» возвращающимся в хоромы свои…

У поэта было огромное, всё вмещающее сердце: достаточно вспомнить фрагмент из поэмы «Про это» — о мальчике самоубийце: «Вата снег. Мальчишка шёл по вате…»

Человек, обладающий подобным сердцем,  — и соответственно: сознанием — не может не чувствовать огромности пластов, нависающих над нами, не говоря о безднах, сокрытых в нас…

Своеобразная вера Маяковского была горячей, раскалённой даже; и её факелы часто освещали его могучие, великолепные стихи…

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here