К 75-летию Павла Чухрая
…«Вор», вписанный в девяностые, стал кассовым, показывая страну детства поколений: художественной чередой кадров выстраивая жёсткие и сильные панорамы…
Лицо мальчишки, прижатое к стеклу: мальчишки, постигающего мир – в том варианте, который ему предложен.
Он же – мальчишка – из подвала видящий только ноги: словно низ жизни.
Обаятельный вор, чья мужественность ведёт не тем вектором…
Сам П. Чухрай всегда следовал вектору правды, сколь бы наждачной и дегтярной она не была.
Бывает и страшней – как в документальном фильме о холокосте, опрокидывающем и в современное, утилитарно-прагматическое сознание дремучий ужас…
Полицаи, убивающие детей; свои, убивающие своих: словно предательство генофонда, измена виду на биологическом уровне…
Чухрай всегда следовал вектору правды – и когда снимал «Зину-Зинулю» — идущую против всякой лжи, точно подлежит она уничтожению, как змей лютый; и когда создавал «Водителя для Веры»…
Ложь не уничтожить.
Но следование правде, умноженное на художественность образного строя, и поднимает картины Чухрая по световой вертикали.
Александр Балтин,
поэт, эссеист, литературный критик