Маяковский — поэт, привыкший к громам и раскатам, к неистовости звука, рекущий…как в рупор: поэт, интересующийся, что будет через двести лет, или сто…

В «Правде»

пишется правда.

В «Известиях» —

известия.

Факты.

Хоть возьми

да положи на стол.

А поэта

Интересует

и то,

что будет через двести лет

или — через сто.

Повезло, что не узнал – ибо в государстве победившего пролетариата, которое Маяковский: авангардист и новатор, будучи молодым собиравшийся писать для немногих, воспевал – установившаяся власть денег и мещанства, ничего кроме ядовитой сатиры не породила бы.

Пролетариат проиграл.

Не справился он с задачей гегемона.

Но «Летающий пролетарий» остался высверками надежд и россыпью благородных звуковых звёзд.

Фантазия, утопия, 2125 год, закрученный верёвочно словами:

Небо горсти сложило

(звезды клянчит).

Был вечер,

выражаясь просто.

На небе,

как всегда,

появился аэропланчик.

Обычный —

самопишущий —

«Аэророста».

Москва.

Москвичи

повылезли на крыши

сорокаэтажных

домов-коммун.

— Посмотрим, что ли…

Про что пропишет.

Кто?

Кого?

Когда?

Кому?

Вам ясно кому будет принадлежать мир?

Кланам сверх-богатых – других видимых перспектив у него нет.

Но Маяковскому хотелось иного, как и в других своих…поэмах, стихах…

…от нежно-громовитого, громами звуковых гирлянд перевитого облака в штанах – до последнего своего документа «Во весь голос» Маяковский не сворачивал с тропы, прорубленный им в дебрях грядущего, — разным естественно, содержанием, начиняя свои поэмы.

Вашу мысль,

мечтающую на размягченном мозгу,

как выжиревший лакей на засаленной кушетке.

буду дразнить об окровавленный сердца лоскут,

досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.

У меня в душе ни одного седого волоса,

и старческой нежности нет в ней!

Мир огро́мив мощью голоса,

иду — красивый,

двадцатидвухлетний.

Против – затекания жиром, мещанских буфетов, против – поэзии, как будто: речь Маяковского и ныне звучит необычно, и сейчас поражает раскатистым своеобразием.

Но – «Облако в штанах» — несёт много личного: оно стирается, скажем, в «Летающем пролетарии», но вновь проступает в последней поэме.

Личное – в ритмах и рифмах – всегда; но, приняв революцию (или играя в принятие её), он стал писать то, что не мыслилось в раннюю пору…

Громоздятся в небо они: странными изломистыми колоннами вздымаясь: поэмы Маяковского; и сегодня могущественно звучат раскаты – против жира мещанства, пошлости мысли, плоскости бытия…

Александр Балтин,

поэт, эссеист, литературный критик

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here